Музыкальный вендинг

Всем кто интересуется музыкальным вендингом — бизнесом связанным с музыкальными (торговыми) автоматами посвящается. Делюсь собственным опытом. Для тех кто в танке: музыкальный автомат — это не то что торгует дисками, совсем нет. Стоит он где нибудь в кафе или баре, из него льется музыка, вы можете подойти и закинув денежку (скажем 10 руб.) заказать себе песню по своему вкусу и сделать погромче, или попросить у бармена микрофон и попеть караоке. Первый автомат бы куплен в феврале 2008 года, сейчас общее число автоматов 11 (9 моих + 2 у брата). Переход на музыкальные автоматы был связан с постоянным поиском снижения трудозатрат, до этого была сеть 14 кофейников, одному обслуживать довольно хлопотно, природная лень заставляет постоянно искать способы работать меньше, а зарабатывать при этом больше. Короче лень — двигатель прогресса! Часть кофейников была продана и закуплены взамен них музыкальные автоматы моноблоки.

1. Выбор автомата.

Моделей автоматов довольно много разных, особенно много их у братьев славян на Украине. Я при выборе руководствовался следующими соображениями:

  • автомат должен иметь приятный дизайн, плавные линии лучше острых углов. У братьев славян автоматы зачастую похожи на квадратные трехголовые гробики.
  • автомат должен иметь деревянный корпус и свою активную и мощную акустику
  • автомат должен иметь удобное ПО для клиента, т.е. нужную песню клиент должен находить быстро за 10-20 секунд

Для этого меню должно быть из трех полей — стиль музыки / группа / песня (например «Русский рок / Ария / Герой асфальта» или Шансон / Михаил Круг / Владимирский централ). У братьев славян 2 поля и нужную песню можно искать минут 15…

  • т.к. я сам в прошлом компьютерщик, для меня удобно было чтобы ПО было на базе хорошо знакомого Windows
  • в автомате должно быть караоке

1.1. ПО автомата

Программа музыкального автомата заслуживает вынесения в отдельный подраздел. Та программа которая пришла в первом аватомате и ПО сейчас — это совершенно разные программы. Я очень плотно работал в этом направлении с разработчиками, т.к. их первоначальное ПО меня совершенно не устраивало, я им в свое время высылал 3 страницы текста с предлагаемыми усовершенствованиями. Теперь в программе клиент может регулировать громкость как фоновой музыки так и заказной, можно выставлять максимум (потолок) громкости как фоновой, так и заказной, можно кидать виртуальный кредит через сервисное меню, ведется журнал включений выключений, появился ТОП100, История и многое другое.

Не хватает мне удаленного контроля. То есть я бы хотел в режиме реального времени удаленно «видеть» свои автоматы, включены или нет, количество купюр и общая сумма в стекере купюрника, возможность удаленно «закинуть кредит», просмотр статистики, удаленное редактирование статистики, удаленное редактирование цен, удаленная регулировка громкости, удаленный «перезапуск автомата», удаленная «блокировка» и «разблокировка» автомата. Автомат должен информировать о некорректном выключении из сети и снятии стекера (если снимается при не включенном сервисном режиме).
Если все это будет — ПО будет почти идеальным.

1.2. Фонотека

Автомат поставляется у же с фонотекаой более 20 тысяч песен и клипов. Плюс караоке. Фонотека очень просто обновляется. Я постоянно закидываю свежие сборники, подборки и т.д. Своими силами довел фонотеку почти до 30 тыс. песен.

2. Выбор места установок

За год были установки автоматов в кафе, шашлычных, забегаловках, летних кафе на набережной, ресторанах.
Мое мнение самые хорошие места — дешёвые забегаловки (10 руб за песню, 20-30 руб. за караоке) — именно эти места дают самую большую выручку. Лучше если место работает с вечера и до утра, чем с утра до вечера — во втором случае режим столовой и рентабельность будет нулевая. В кафе где с 6 вечера до 6 утра при стоимости 30 руб за песню выручка 15 тыс/мес — вполне реально (у меня такое было), правда потом меня оттуда вышибли конкуренты предложив 50% за аренду, у меня было 30% — на 50на50 я не пошел по принципиальным соображениям. Туда воткнули убогий автомат барного типа на жетонах.
Надо быть готовым что по настоящему хороших мест мало, и в этом бизнесе тоже есть своя конкуренция. Я удивился, но бизнес которым я решил занятся — им оказываются уже много лет занимаются другие люди.

3. Проблемы музыкального вендинга

Проблемы во многом схожи с кофейным вендингом — небольшое колличество высокорентабельных мест, конкуренция, и — более частые поломки автоматов. В кафешках как правило нестабильное электричество, используется масса оборудования типа холодильники, чайники, грили и т.п., электричество скачет, часто бывают скачки. Автоматы довольно нежные и частенько летят усилители (пропадает звук). В таких случаях можно подключить к автомату внешние колонки со встроенными усилителями (активные), например Микролаб соло 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7. Очень рекомендую соло 7, хотя стоят они 9 тыс. за пару, но в этом случае встроенные в МА колонки вообще не нужны.
Чтобы заниматься этим бизнесом желательно быть продвинутым пользователем ПК (уметь заменить материнскую плату, поставить ОС, дрвайвера, софт, все настроить, уметь копировать, а лучше синхронизировать каталоги в ТС), дружить с тестером и паяльников, не бояться проводов, уметь спаять например звуковой провод и т.д. Все эти знания и умения наверняка вам пригодятся если вы решите заняться музыкальным вендингом.

4. Рентабельность музыкального вендинга

Если не учитывать тот факт что малорентабельных мест ОЧЕНЬ много и автоматы придется постоянно двигать, скажу что рентабельные и высокорентабельные места тоже бывают! Т.е. вполне реально иметь скажем 2-3 тысячи в неделю — это нормальное рентабельное место. Можно и 4 — 5 тысяч в неделю — это уже высоко рентабельное. У производителей автоматов своя сетка и у них пиковая рентабельность на одном месте достигла 8 тыс/руб в неделю — обманывают или нет — это на их совести. Пять в неделю у меня было (правда недолго, 2 месяца, потом начался кризис и сейчас этой точки нет вообще). Если 1 тысяча в неделя есть то могу оставить без арендной платы (такие места есть) — хотя по идее надо искать и двигать на другие места.

Если в ходе перестановок средняя рентабельность (прибыль) получается 5 тыс.руб. с автомат — это нормальный результат. Автомат стоит примерно 70 — 80 тыс. (бывают и дороже). Кстати МА можно собирать самому — все комплектующие в свободной продаже, корпус можно заказать у мебельщиков, если руки есть и голова варит — вполне реальная тема (планирую сам в будущем заняться). При самостоятельной сборке думаю достичь экономии 30 — 50 % от розничной стоимости автоматов.

Не стоит забывать что в музыкальном вендинге нет таких затрат как ингредиенты и снеки. Мы торгуем воздухом, поэтому и арендную плату можно платить больше. Я предлагаю 20% если выручка меньше 10 тыс/мес и 30% если выше.

5. Авторские отчисления

Есть несколько организаций которые защищают авторские права
РАО — Российское Авторское Общество — собирает деньги и отдает их авторам музыки и песен.
РФА и РОУПИ — две конкурирующие конторы — собирают деньги за смежные авторские права. Т.е.например человек написал песню и музыку — он автор (авторское право), затем эту песню спел известный певец (смежное авторское право) и крупная звукозаписывающая компания выпустила пластинку. Так вот звукозаписывающая компания и певец — они обладают смежными правами на песню. РАО не берет (или по крайней мере раньше не брала) мзду с владельцев муз.автоматов — они рэкетируют только владельцев площадки.
РФА и РОУПИ — кому то из них (или обоим) надо платить за смежное авторское право. РФА берет 500 руб. с владельца автомата. Мое мнение — это неправильно, брать надо ТОЛЬКО с владельцев площадки, т.к. у них доход несоизмеримо выше. Но я отвлекся, платить или нет это каждый решает сам. И не забудьте что РФА и РОУПИ — это конкуренты, которые воюют между собой, у каждого есть некоторый пакет соглашений с авторами и каждый будет требовать чтобы заплатили ему (или обеим организациям). И еще РАО, РФА и РОУПИ — это не государственные организации. Они ТИПА некоммерческие, государство тут стоит в стороне и участия не принимает. В общем узаконенный рэкет. Не так давно убили главу РФА, так что деньги там судя по всему крутятся немалые.

6. Друзья соседи или конкуренты

Конкуренты по моему городу разделяются на местных и федеральные сети. Местные — практические все это кустарно сделанные самоделки барного типа, работающие на жетонах. Федеральная сеть — это все те же братья славяне с Украины. Сколько их я не знаю, но думаю не менее полусотни, т.к. ресурсы у них приличные. Они мне тоже предлагали поучаствовать, но я отказался, не привык работать на дядю. Лучше иметь 10 своих, чем сто чужих. К тому же нужно было вложить приличные деньги, т.к. автоматы эти они сделали бы на мои деньги — короче схема у них хитро закрученная, для лохов. Человек с головой на такие условия никогда не пойдет. Но это отдельная тема.
Украинские автоматы квадратные как гробы и состоят из трех частей, имхо дизайн ужасный, между собой мы их называем «трехголовые чудовища».
Вообще на Украине эта тема развита гораздо сильнее чем у нас и вариантов автоматов там масса. Вот посмотрите — целый зоопарк приведен на этом сайте
А ПО у хохляцких автоматов у ВСЕХ примерно с одинаковым интерфейсом (видимо копируют друг у друга), выглядит оно примерно так:

То есть ВСЕ группы вынесены в один длиннющий список, по моему очень неудобно. К примеру курсор стоит на группе АРИЯ а нужно поставит ЧАЙФ — нужно пролистать ВСЕ от буквы А до буквы Ч (у меня в автомате 3 тысячи каталогов /папок) — упариться можно. А если курсор стоит на английской букве A то я вам просто не завидую, потому что и ЧАСА будет мало. В моем ПО добавлено отдельное поле — стиль музыки, поэтому поиск сокращается в десятки раз. Найти любую нужную композицию (если она есть) можно в течении минуты если точно знать название группы и песни.

7. Налогообложение

Касаемо налогообложения, сколько не искал нигде прямых законодательных актов не нашел. Кто то предлагает платить ЕНВД как с торгового места с базовой доходностью 9000, но тогда этот вид деятельности станет убыточным, т.к. реальная доходность может быть 3-4 тысячи с автомата (в среднем по сети).

Лично я для себя решил, что музыкальные автоматы следует отнести к общепиту и платить с количества работников, включая ИП (4500 руб. базовая доходность с одного человека. Почему я так решил? А что такое общепит?

Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает < Общероссийский классификатор услуг населению> ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 — 122706.

Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги питания;
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
информационно-консультационные услуги;
прочие услуги.

Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.

К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:

изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;

изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.

Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.

К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
реализация продукции и изделий кухни через магазины — кулинарии и буфеты;
отпуск обедов на дом.

Услуги по организации досуга включают в себя:

организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Музыкальный автомат оказывает услугу музыкального оформления и может быть причислен к общепиту. И как следствие платим налог ЕНВД как общепит с количества работников включая ИП. Раньше так же точно к общепиту относились и кофейные автоматы, поэтому я сдавал одну декларацию за кофейники и МА.

Обсуждение статьи идет в этой ветке Форума о Вендинге INFOVEND

2011-11-17T19:00:40+00:00 Апрель 24th, 2009|Categories: Музыкальный вендинг|Tags: , , |Комментарии к записи Музыкальный вендинг отключены