Два первых аппарата по продаже разливного молока устанавливают в торговых центрах Преображенского района и в Медведково. Если эксперимент признают успешным, то молокоавтоматы заработают по всему городу, вплоть до автобусных остановок. Цена — 25 рублей за литр свежего молока — по столичным меркам вполне приемлема. Автомат наливает нужный тебе объем, честно отсчитывает сдачу. Но вот тару нужно приносить с собой. Москва отнюдь не молочный первопроходец. Такие автоматы давно и успешно работают в Европе. А первыми из россиян, оценившими новинку, стали жители Казани, кстати, у них цена литра как в Москве, но с учетом тары. Также молокоавтоматы установили в магазинах Пермского края, а с прошлого года и в супермаркетах Новосибирска. Удовольствие не дешевое, цена итальянского молокоавтомата составляет около 1 млн рублей, но сибиряки настроены оптимистично. При дневных продажах в 150 — 250 литров автоматы, по расчетам, окупятся за год.

Скорее всего, московский эксперимент тоже обречен на успех. Наш рынок торговыми роботами, мягко говоря, не насыщен. Сегодня в Москве один такой автомат приходится примерно на тысячу жителей. Сравните: в Америке соотношение 1:50, в Японии — 1:25 человек. Ассортимент товаров, которые предлагают наши автоматы, довольно скуден. Из 12 тысяч аппаратов, установленных в Москве, две трети продают кофе. Остальные, в основном, торгуют чипсами-сладостями.

Гипотетически есть российские автоматы, предлагающие икру, бахилы, больничные баночки для анализов. Разработаны отечественные автоматы самообслуживания для автомобилистов: предоставляет возможность пропылесосить салон, подкачать шины и заправить стеклоомыватель. В Питере есть роботы-солярии. Но их очень мало.

Например, в Москве не больше полусотни икроматов, торгующих красной икрой. Кстати, один из первых икроматов установлен в мэрии. Изначально это был автомат для продажи мороженого (куплен в Испании за 9 тысяч евро), который наши кулибины переделали под продажу русского деликатеса.

Упорно ходят слухи, что в Москве вот-вот начнут продавать золото в слитках через специальные автоматы. Такие золотоматы уже работают в Германии, ОАЭ и Японии. Но в российском банке, которому молва приписывает инициативу, поясняют: проект в стадии изучения, и о конкретных сроках и местах расположения золотоматов в городе говорить преждевременно.

Недавно Сергей Собянин по требовал, чтобы все поликлиники оснастили системами электронной записи к врачам. Строго говоря, информационные роботы не относятся к вендинговым машинам, но это уже тонкости бизнес-сленга. Потребителю все равно, как они классифицируются, лишь бы удобно и без очередей. В метро планируется установить в этом году 1500 билетных автоматов. А это значит, что число столичных вендинг-машин увеличится более чем на 10%.

Есть ли у нас шанс догнать по торговым автоматам Европу, Америку и Японию? В обозримом будущем — вряд ли. Ведь главное преимущество вендинга перед традиционными точками розничной торговли — отсутствие расходов на зар плату персоналу. Соответственно, чем выше в стране или регионе зарплаты, тем больше стимулов использовать вендинг-машины. У нас дешевле нанять гастарбайтера, чем за миллион покупать молокомат. Но это — пока.