Федор КуприченковКакие ошибки чаще всего допускают в вендинге начинающие бизнесмены? Какие автоматы окупаются быстрее всего? И какие тенденции возникают на российском вендинг-рынке? Ответы на эти и другие значимые вопросы – в данной статье.

С каждым годом российский вендинговый бизнес становится более эффективным, технологичным и экономичным. Нужно отметить, что вендинг изначально был привлекательным бизнес-направлением. Минимальный стартовый капитал, минимальные финансовые риски, быстрая окупаемость – эти преимущества делали вендинг одним из самых привлекательных вариантов создания бизнеса.

Но сегодня вендинг, к тому же, выходит на новую ступень развития! А это дополнительное сокращение рисков, повышение прибыли и комфорта управления бизнесом.

Основными факторами развития вендинга стали: расширение рынка вендинговых автоматов, появление большого количества мест размещения автоматов, а также открытие компаний-консультантов, помогающих в выборе оборудования в зависимости от планов, задач и возможностей владельца вендинг-бизнеса.

Но если с первыми двумя пунктами все понятно, то выгоды третьего (в силу новизны) еще не вполне очевидны начинающим вендинг-бизнесменам. Между тем, грамотный консультант поможет вам существенно сэкономить время и повысить прибыльность бизнеса. Крупные мультибрендовые компании (Vendland, SuperVending, Valeo) предлагают клиентам не только широкий ассортимент автоматов для приобретения, но и подробные консультации по любым вопросам открытия и ведения даже нестандартного вендинга (например, ориентированного на продажу бытовой техники, кормов для домашних животных или товара в необычной упаковке).

Для того, чтобы наглядно разобраться в возможностях консультационной помощи и тенденциях современного вендинга, мы провели интервью с генеральным директором группы компаний SuperVending Федором Куприченковым.

 

Корр.:  Какие основные тенденции развития вендинга сейчас можно заметить?

Ф.К.: Одно из самых ярких нововведений – использование вендинг автомата не только в качестве средства продажи товаров, но и в качестве рекламных носителей. Поэтому мы включили в услуги возможность установки на автоматы различных мониторов и рекламных лайт-боксов. Подобный «апгрейд» не только увеличивает доступную рекламную площадь, но и делает автомат более ярким, более привлекательным – а следовательно, и более прибыльным.

 

Корр. Приходилось ли работать с нестандартными проектами?

Ф.К.: Благодаря развитию вендинга в России, с каждым годом идей для бизнеса становится все больше и больше. И, конечно же, нестандартных тоже хватает. Например, мы когда-то выполняли заказ на автоматы для продажи флешек, компакт-дисков и даже контактных линз. Впрочем, в бизнесе любая идея, которая приживается среди потребителей и становится востребованной, перестает быть нестандартной. Сейчас мы регулярно работаем с производителями носков и чулок, а когда-то автоматы по продаже подобной продукции были чем-то «из ряда вон». Не так давно сдали партию в 80 автоматов под продажу подарочной и сувенирной продукции. Крупная компания заказывала. Бывали, конечно, и совсем неординарные заказы – например, автоматы для продажи червяков. Интересных проектов много, и это хорошо. То, что растет ассортимент продаваемой продукции, означает, что растет и развивается все направление вендинга в России.  А значит, это нужно. Значит, это востребовано.

 

Корр. А есть ли направления вендинг-бизнеса, которые не приживаются в России?

Ф.К.: Конечно, есть. И это один из ключевых моментов, в которых мы помогаем своим клиентам. Мы работаем с многими предпринимателями, воочию наблюдаем истории «взлетов и падений», видим, какое направление оказывается востребованным, а какое глохнет на корню, а главное, видим почему.

Например, к нам обращались люди, которые хотели организовать вендинг-бизнес по продаже цветов. Порекомендовали им подумать о другом направлении, так как за все это время мы не видели еще ни одну подобную успешную компанию. Для русского человека все-таки процесс покупки цветов – это что-то личное. Автомат здесь пользоваться спросом не будет.

А вот с автоматами по приготовлению пиццы другая история – пользоваться ими будут, но сама подобная техника стоит дорого, а надежность у нее средняя из-за постоянной высокотемпературной нагрузки. С подобным бизнесом рекомендуем быть осторожными, если нужно, помогаем все взвесить, продумать. Конечно, наши советы не являются истиной в последней инстанции, но у нас есть то, чего не хватает любому начинающему бизнесмену — опыт. И этот опыт позволяет строить достаточно точные прогнозы.

 

Корр. Может быть, тогда вы могли бы дать несколько советов тем, кто только планирует начать вендинг-бизнес?

Ф.К.: Если нет никакого бизнеса, смежного с вендингом, и нет собственного производства товаров, которые можно было бы продавать через автоматы, лучше всего начинать с «классики» вендинга – кофейных и снековых автоматов. Подобная сеть обладает самой высокой и надежной окупаемостью, ее легко масштабировать.

Если же с помощью вендинг-бизнеса необходимо расширить сбыт производимой продукции, тут нужно общаться предметно. Заранее дать какой-то совет будет очень сложно, так как все зависит от конкретной отрасли и специфики товара. В таких ситуациях мы берем за основы проекты, которые компания SuperVending уже реализовывала в данной сфере, знакомим клиента с вендорами, продающими подобные товары через автоматы.

Такие знакомства всегда полезны и продуктивны, особенно для открытия и ведения специфического вендинг-бизнеса.

 

Корр. Сейчас в России представлено очень много различных производителей вендингового оборудования. Какое оборудование лучше брать начинающему предпринимателю? Можете ли посоветовать определенного производителя или конкретную модель снекового или кофейного аппарата?

Ф.К.: Если нужен автомат для приготовления зернового кофе, стоит обратить внимание на продукцию компаний Saeco, Bianchi и Necta и далее выбирать исходя из конкретных параметров места аренды, специфики аудитории и так далее. Если собираетесь приобретать автомат для приготовления растворимого кофе, рекомендую конкретно Bianchi 951/952, Sagoma H5/6/7 или Venson 6111/3310.

При этом начинающему предпринимателю чаще стоит сделать выбор в пользу растворимых автоматов. Они процентов на 20 – 30 дешевле, чем зерновые, надежнее и готовят кофе в 2 раза быстрее. Это особенно важно в заведениях, где нужно пропустить максимум клиентов за минимум времени (например, в учебных заведениях).

Еще один способ весомой экономии – покупка бу автоматов. У вендингового оборудования ресурс примерно 15 – 20 лет. При этом когда ресурс исчерпан всего на 5%, цена падает сразу на 40%.

 

Корр.: А каких производителей или модели вы, наоборот, рекомендуете избегать?

Ф.К.: Прежде всего, не стоит связываться с производителями, не имеющими официальных представителей в России или неохотно оказывающих помощь при неполадках с оборудованием. Если же говорить о более-менее конкретных компаниях, не стоит брать автоматы китайского, украинского или российского производства. При незначительном выигрыше в цене они сильно проигрывают в надежности и функционале. Исключением, пожалуй, является только продукция компании Unicum.

Корр.: Ну, и в заключение какой-нибудь важный секрет построения прибыльного вендинга.

Ф.К: На самом деле, никакого секрета нет. Вендинг тем и привлекателен, что сегодня построить в России эффективную вендинговую сеть достаточно просто. Нужно только правильно расставить приоритеты и на первых этапах обязательно пользоваться помощью квалифицированных специалистов. Как говорится, «умный учится на чужих ошибках».