Телеметрия На взгляд начинающего вендора, оснащение своего торгового или игрового автомата модулем GSM-мониторинга  — это необоснованная трата денег, почти роскошь. В данной статье приводятся несколько доводов, чтобы развеять этот миф.

В настоящее время выбор вендингового или развлекательного аппарата схож с выбором автомобиля. Множество технических характеристик, большое число опций.

Особое внимание при покупке уделяется выбору платежных систем (купюроприемники, монетоприемники, модули безналичной оплаты). Для всех очевидно, что качество и надежность приема оплаты напрямую влияет на прибыль.

Модуль мониторинга при поверхностном рассмотрении показаться необязательной опцией.

Ниже приводим шаблонные рассуждения предпринимателей:

Заблуждение 1: “Зачем мне платить за функцию, чтобы техника сама сообщала о том когда она сломается? Во-первых, я покупаю новый аппарат, и он не будет ломаться. А если уж даже если что и произойдет — мне позвонит охранник которого я угощаю стаканчиком кофе из аппарата”

Заблуждение 2: “Зачем мне нужно, чтобы на телефон приходила смс-ка с суммой проинкассированных денег? Ведь я обслуживаю сам аппараты, я сам себе доверяю и у себя никогда не сворую. А если уж дело пойдет в гору, я найду честного сотрудника, который не будет воровать”

Утверждение:

Данными заблуждениями начинающий предприниматель ограничивает развитие своего вендингового бизнеса.

Для начала посчитаем цену возможных ошибок. Будем исходить из того, что вендинговый кофейный или снековый автомат на средней точке приносит доход своему владельцу 8 тысяч рублей ежемесячно, и работает 20 рабочих дней в месяц (актуальность расчета 2013г.). День простоя аппарата обходится в 8000/20=400руб.

Теперь проясним следствия заблуждений в подробностях.

Так уж устроен мир, что и новая техника иногда ломается. Думаю, у каждого иногда такое случалось. Торговый аппарат не относится к простой технике, с его разнообразными миксерами, клапанами, датчиками и моторчиками. Особенно, если это не новый автомат, а восстановленный или купленный на вторичном рынке. Бывают еще перебои с электроснабжением которые могут приводить к зависаниям. Либо внезапные застревания монет или купюр (зависит от культуры клиентов аппарата). Либо кончается один из ингредиентов. Цена простоя одного дня была посчитана выше. Как много будет этих дней, будет зависеть от скорости вашего визита к аппарату (даже если знакомый охранник позвонит сразу). Когда в сети уже десять аппаратов, такие случаи будут чаще, и ситуация с вашим свободным временем будет усугубляться.

Следующие аспекты вас коснутся лишь тогда, когда вы наймете сотрудников. Так как условия существования любого бизнеса — это его развитие. Расширение штата — это неизбежность (если вами движет желание зарабатывать). Скорее всего у вас это будет первый опыт руководства персоналом со всеми вытекающими последствиями. Но даже если вы ранее были начальником, специфика вендинга не заставит вас скучать.

Наемный оператор, обслуживающий аппараты, не будет настолько дружелюбен с охранниками на точках, каким были вы, когда лично обслуживали свои автоматы. Это приведет к тому, что они перестанут вовремя или вообще сообщать о поломках оборудования. Наемный оператор будет небрежно проверять исправность аппарата, а иногда и забывать заправить в них какой-либо ингредиент. Что приведет к увеличению времени простоя аппарата. Напоминаю — цена дня простоя одного аппарата для нашей усредненной точки составляет 400руб.

Теперь о самом главном. Вышеперечисленные проблемы будут лишь цветочками, когда появится основная — воровство персонала. Возможно, вы тщательно выбирали себе первого сотрудника и провели пятьдесят собеседований, устроили психологические тесты на склонность, выбрали самого лучшего, предложили ему такую зарплату, от которой он не смог отказаться. (Вы правда все это сделали?). Согласно статистике, 80% людей будут воровать, если предоставится такая возможность. А если задуматься на минуту, у вашего нового сотрудника возможность такая есть даже не одна. Пока нет жесткого ежедневного контроля. Но каждый день ездить на все точки и сверять счетчики аппаратов с фактически привезенными деньгами у вас уже не получится!

Все эти аспекты ощутимо снижают выручку вашего бизнеса. Цифры индивидуальны, но в среднем финансовые потери лежат в интервале 10-30%.

Напомню, цель данной статьи — предупредить вас о возможных проблемах, чтобы вы смогли их обойти, тем самым сэкономить время, нервы, и финансы. И надеюсь что у вас не возникнет ситуации чтобы убедиться в этих цифрах на своем опыте.

Оснащение автомата модулем телеметрии нивелирует все вышеуказанные потери. Вы мгновенно будете знать о возникающих поломках аппаратов вашей сети, сумму наличных, скопившуюся в аппарате и точные суммы инкассируемых средств. При стоимости GSM-модуля 7800руб. (“Информатор” от Вендгуру) он окупается менее чем за 10 месяцев эксплуатации (исходя из вышеуказанного расчета). И после этого времени будет и дальше экономить ваши средства (а значит, доход возрастет). А если у вас точка значительно отличается от средней? Рассчитать для нее экономику предлагаю вам самостоятельно.

Перечислю основные задачи, которые позволяет решить модуль удаленного мониторинга, установленный в вендинговый автомат:

  • круглосуточный мониторинг работоспособности автомата и мгновенное сообщение (например с помощью SMS) в случае возникновения сбоя;
  • точный подсчет наличных средств, принятых автоматом, и инкассируемых оператором сумм;

ИнформаторПеречень предоставляемых возможностей может быть больше. К примеру, модуль телеметрии “Информатор”  обладает следующими расширенными возможностями:

  • фиксирование даты-времени последней продажи и уведомление о длительном отсутствии продаж (при исправном автомате). Это может свидетельствовать о скрытой или недиагностируемой поломке автомата.
  • уведомление о сбоях в работе платежных систем (загрязнение сенсоров купюроприемника, засор монетоприемника)
  • уведомление о скором исчерпании монет для выдачи сдачи
  • уведомление о скором исчерпании стаканчиков
  • уведомление о скором заполнении стекера купюроприемника
  • уведомление об отключении электропитания автомата (с помощью дополнительной опции батарейного питания)
  • уведомление об исчерпании емкости с водой (дополнительный датчик)
  • возможность удаленной перезагрузки автомата, например для сброса ошибки или зависания (дополнительный модуль перезагрузки)

Если данная статья подвигла вас на оборудование аппаратов системой телеметрии, не забудьте уточнить при покупке о совместимости выбранных модулей с вашими торговыми аппаратами.

По возникшим вопросам пишите нам emwi@emwi.ru