Перейти к содержанию

Нужен ли закон "О вендинге" по мнению юриста НААТ


Рекомендуемые сообщения

Вендинг (вендинговая отрасль) представляет собой продажу товаров и услуг посредством автоматических устройств, способных принимать за них оплату.

Соответственно при осуществлении деятельности в этой сфере складываются определенные общественные отношения между их субъектами (организациями, предпринимателями, потребителями, государством).

Любые общественные отношения подлежат определенному регулированию, иначе отсутствие «правил поведения» повлекло бы бесформенность таких отношений, привело бы к тому, что называют в обыденном понимании хаосом.

Одним из таких регуляторов общественных отношений является право в виде законов и нормативных актов.

В системе предпринимательского (коммерческого, торгового) права России вендинговая деятельность, как отдельная отрасль, не имеет достаточного правового регулирования, что порождает в отдельных случаях неопределенность отношений между субъектами этой деятельности.

Действующие ныне нормы права в области вендинга носят с одной стороны очень общий характер, с другой стороны регулируют отдельные частные взаимоотношения, содержатся в разных законодательных актах.

Функционирование вендинга регулируют отдельные пункты разных законов.

Фактически единственной нормой, непосредственно регулирующей автоматизированную торговлю, является статья 498 Гражданского Кодекса РФ – «продажа товаров с использованием автоматов» - определяющая только алгоритм купли-продажи, и не более.

При этом, нормы, регулирующей оказание услуг через торговые автоматы, нет.

Нормы Закона «О защите прав потребителей» устанавливают общие требования (как и к любой купле-продаже товаров или оказанию услуг), распространяющиеся и на вендинговую отрасль, но не учитывающие особенности автоматизированного бизнеса, и не «упоминающие» такой вид деятельности.

Налоговый Кодекс РФ в главе 26.3. – «Система налогообложения в виде единого наога на вмененный доход» - выделяет реализацию товаров через торговые автоматы в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД.

Собственно понятие «торговый автомат» содержится только в ГК РФ и НК РФ, и нигде не раскрывается определение этого понятия.

Такая правовая неопределенность порождает издание со стороны министерств и ведомств (Минфин, ФНС и др.) разъяснительных писем и рекомендаций, которые, по сути, не являются нормативными актами, но позволяют трактовать те немногие положения законов так, как приемлемо для государства, что не всегда отвечает интересам вендингового бизнеса, не только с экономической точки зрения, но и сточки зрения здравого смысла.

Так, например, совершенно неясно различие между «торговым автоматом» и «передвижным торговым автоматом» (эти термины содержит НК РФ в главе о ЕНВД), хотя любой торговый автомат «не стационарен», при этом налоговая служба предлагает свое видение такого различия.

Круг проблем, которые возникают из-за недостаточности правового регулирования функционирования автоматизированной торговли, можно определить следующий:

-«применение контрольно-кассовой техники в торговых автоматах» (эта проблема разрешена только на уровне судебной власти: применять ККТ в торговых автоматах нет необходимости, но законодательно это не закреплено);

-«режим налогообложения вендинговой деятельности» (в основном это проблемы постоянно изменяющейся налоговой политики в отношении ЕНВД);

-«обеспечение прав потребителей при продажах через торговые автоматы» (общие нормы Закона «О защите прав потребителей» не всегда применимы к проддажам через автоматы, т.к. при таких продажах нет «традиционного» продавца, происходит только контакт человека и автомата (машины)).

И это только очень общий круг проблем, из-за которых возникают различной степени затруднения, как и у предпринимателей, так и у потребителей, так и у государства.

Имеющиеся нормы права не всегда «подходят» для регулирования исключительно автоматизированной торговли.

Решением этих проблем и связанных с этими проблемами других неурегулированных вопросов как раз и может являться ясное и четкое закрепление правил в специальном законе об автоматизированной торговле в России, которого пока что нет

В современном праве России есть немало законов, регулирующих отдельные виды деятельности на уровне федерального законодательства, например: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон «О рекламе»; Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Не более чем 13 лет назад (в конце 90-х гг.) предметом обсуждения в Государственной Думе РФ был проект федерального закона для достаточно специфического, с долей некоторой экзотики, вида деятельности - о пчеловодстве.

То есть, система законодательных актов в России позволяет допустить возможность существования т.н. «закона о вендинге», как с формальной стороны, так и по содержанию, которое:

-во-первых, обозначит и выделит среди различных видов бизнеса именно вендинг, а также внесет ясность в вопросе «что такое торговый автомат?»;

-во-вторых, определит все сферы торговли и услуг, где применяются торговые автоматы;

-в-третьих, учтет все особенности вендинга в части определения права и обязанности операторов автоматизированной торговли (основы и принципы деятельности организаций-вендоров, существенные условия договоров); требования к качеству товаров и услуг в автоматизированной торговле (с учетом прав потребителей); условия оплаты товаров и услуг в торговых автоматах (изложив основные принципы приема наличности, выдача сдачи, учет); требования по ККТ и др.;

-в-четвёртых, исключит различное толкование неурегулированных вопросов остальными ведомственными актами (постановлениями, инструкциями, письмами министерств).То есть, закон необходим, чтобы в процессе осуществления предпринимательской деятельности с вендинговыми автоматами не возникало проблем или конфликтных ситуаций ни с государством, ни с контрагентами, ни с потребителями.

Юрист НААТ

Родин А.В.
Изменено пользователем Координатор НААТ
Ссылка на комментарий
  • Ответов 6
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

помнится последней темой от НААТ тут было какое-то обращение к мэру Москвы о вендинге. Типа напишите свои мысли.

Ну я написал - что неплохо бы прежде чем писать "о развитии ..." для начала снять запреты на установку автоматов на улицах г.Москвы и муниципальных помещениях.

Ну и? уже к следующему вопросу переходим? А как же о снятии запретов?

с этим вашим законом такая же обратная связь будет?

Ссылка на комментарий

Уважаемый normal-one, ниже ответ юриста НААТ на Ваш комментарий:

Запретов на установку автоматов на улицах города Москвы и в государственных и муниципальных помещениях не существует.

Существуют опредленные процедуры (конкурсы, тендеры и т.п.) с особыми условиями и требованиями для установки объекта торговли, которые зачастую достаточно сложны и практически трудно реализуемы.

И такое "состояние дел" относится не только к торговым автоматам (поэтому я и применил термин "объект торговли"), а к любому "мелкому" обекту торговли. Торговый автомат установить на улице, в гос./муниц. организациях не сложнее, чем палатку с мороженым.

Проблема сводится лишь к следующему:

- наличие гос./муниц. заказа на размещение объекта торгвли на опредленной территории;

- при наличии такого заказа - проведение конкурса/тендера

либо

- установка в соответствии с единой системой размещения и на основании открытых денежных аукционов.

Т.н. "Закон о вендинге" не может и не должен решать эти проблемы.

"Закон о вендинге" должен содержать общие положения, принципы и регулировать правоотношения в этой сфере бизнеса.

Например, "проектное содержание" этого закона могло бы включать следующее:

Название закона может быть следующим – «Об основах автоматизированной торговли в Российской Федерации» или «Закон о торговых автоматах» и т.п.

В преамбуле закона, возможно, изложить следующее:

«…Настоящий закон определяет правовые основы и принципы автоматизированной торговли, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности в области продажи товаров, оказания услуг через торговые автоматы, а также определяет порядок обеспечения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг в сфере автоматизированной торговли в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об автоматизированной торговле состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области автоматизированной торговли, не могут противоречить настоящему закону и принимаемым в соответствии с ним законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие продажи через торговые автоматы, не должны противоречить настоящему закону.

Государство, признавая автоматизированную торговлю одной из отраслей экономики Российской Федерации, содействует предпринимательской деятельности в области автоматизированной торговли и создает благоприятные условия для ее развития………»

В первой главе закона, возможно, изложить основные понятия, термины и определения:

-
автоматизированная торговля (а может быть и легально ввести термин и определение «вендинга»);

-
торговый автомат;

-
продажа товаров через торговые автоматы;

-
оказание услуг через торговые автоматы;

-
потребитель (аналогично закону о защите прав потребителей);

-
оператор автоматизированной торговли;

-
устройство для приёма наличных денежных средств;

а также представить классификацию торговых автоматов.

В иных главах закона, возможно, закрепить следующее:

1.Права и обязанности оператора автоматизированной торговли (основы и принципы деятельности организаций-вендоров, существенные условия договоров).

2.Права и обязанности потребителя (конкретизация, алгоритм действий потребителя при покупке через торговый автомат, не изменяя основных требования закона о защите прав потребителя).

3.Особенности автоматизированной торговли:

-
особенности купли-продажи товаров через торговые автоматы (более подробное «раскрытие» ст. 498 ГК РФ);

-
особенности оказания услуг через торговые автоматы (по аналогу со ст. 498 ГК РФ);

-
требования к качеству товаров и услуг в автоматизированной торговле (с учетом прав потребителей);

-
условия оплаты товаров и услуг в торговых автоматах (изложить основные принципы приема наличности, выдача сдачи, учет);

-
требования по ККТ

-
и др. …

4.Объединения операторов автоматизированной торговли (можно изложить принципы и цели созданий ассоциаций, союзов вендоров).

5.Заключительные положения.

С уважением,

Родин А.В.
Изменено пользователем Координатор НААТ
Ссылка на комментарий

ответ юриста НААТ на Ваш комментарий: Запретов на установку автоматов на улицах города Москвы и в государственных и муниципальных помещениях не существует.

тогда вообще непонятно за что НААТ платит вам деньги? В конкретно взятой Москве существуют прямые запреты на установку торговых автоматов в мунициальных учреждениях г. Москвы.

И если юрист НААТ этого не знает, значит это плохой юрист по вендингу.

ну а все ваше последующее изложение даже читать не вижу смысла.

Ссылка на комментарий

Наличие огромного количества законов и подзаконных актов приводит к тому, что они друг друга повторяют в той или иной степени, а порою и противоречат друг другу. Это даёт заработок всевозможным юристам, комиссиям, проверяющим органам и т.д, и т.п.

Вендинг - это торговля. Руководящие документы , по которым ведётся торговля в настоящее время существуют. Какая разница с лотка я её осуществляю, из машины или из автомата? Все три объекта я могу свернут в течении 15 минут и убрать физически. Зачем под автомат отдельное законодательство. Ну давайте тогда пойдём дальше. Под кофейник - один закон, под снэк - другой, под газировку - третий... На совмещённые автоматы будем применять все три закона. Потом будем разделять по моделям. Запретим "праворульные" :shok: . Такой замечательный кругооборот бумаги можно организовать. Столько людей будет не зря проедать свой хлеб

Ссылка на комментарий

Тему не читал сразу скажу только заголовок.

Учитывая что законы исполняются и трактуются иногда очень своеобразно, считаю что чем меньше законов и ограничений тем лучше, если не запрещено значит разрешено.

Ссылка на комментарий

да все это нужно в первую очередь Ювенкам, т.к. западные инвесторы врядли захотят купить их без ясности в законах(ну или иллюзии ясности), хаос их пугает

Ссылка на комментарий

×
×
  • Создать...

Важная информация

Используя этот сайт, Вы соглашаетесь с Условия использования. ВАЖНО!!!!!!!!! Перейдите по этой ссылке для ознакомления Для тех кому совсем лень читать то зайдите по этой ссылке: https://infovend.ru/forum/faq/

Яндекс.Метрика