Координатор НААТ

Нужен ли закон "О вендинге" по мнению юриста НААТ

7 сообщений в этой теме

Вендинг (вендинговая отрасль) представляет собой продажу товаров и услуг посредством автоматических устройств, способных принимать за них оплату.

Соответственно при осуществлении деятельности в этой сфере складываются определенные общественные отношения между их субъектами (организациями, предпринимателями, потребителями, государством).

Любые общественные отношения подлежат определенному регулированию, иначе отсутствие «правил поведения» повлекло бы бесформенность таких отношений, привело бы к тому, что называют в обыденном понимании хаосом.

Одним из таких регуляторов общественных отношений является право в виде законов и нормативных актов.

В системе предпринимательского (коммерческого, торгового) права России вендинговая деятельность, как отдельная отрасль, не имеет достаточного правового регулирования, что порождает в отдельных случаях неопределенность отношений между субъектами этой деятельности.

Действующие ныне нормы права в области вендинга носят с одной стороны очень общий характер, с другой стороны регулируют отдельные частные взаимоотношения, содержатся в разных законодательных актах.

Функционирование вендинга регулируют отдельные пункты разных законов.

Фактически единственной нормой, непосредственно регулирующей автоматизированную торговлю, является статья 498 Гражданского Кодекса РФ – «продажа товаров с использованием автоматов» - определяющая только алгоритм купли-продажи, и не более.

При этом, нормы, регулирующей оказание услуг через торговые автоматы, нет.

Нормы Закона «О защите прав потребителей» устанавливают общие требования (как и к любой купле-продаже товаров или оказанию услуг), распространяющиеся и на вендинговую отрасль, но не учитывающие особенности автоматизированного бизнеса, и не «упоминающие» такой вид деятельности.

Налоговый Кодекс РФ в главе 26.3. – «Система налогообложения в виде единого наога на вмененный доход» - выделяет реализацию товаров через торговые автоматы в самостоятельный вид предпринимательской деятельности, облагаемый ЕНВД.

Собственно понятие «торговый автомат» содержится только в ГК РФ и НК РФ, и нигде не раскрывается определение этого понятия.

Такая правовая неопределенность порождает издание со стороны министерств и ведомств (Минфин, ФНС и др.) разъяснительных писем и рекомендаций, которые, по сути, не являются нормативными актами, но позволяют трактовать те немногие положения законов так, как приемлемо для государства, что не всегда отвечает интересам вендингового бизнеса, не только с экономической точки зрения, но и сточки зрения здравого смысла.

Так, например, совершенно неясно различие между «торговым автоматом» и «передвижным торговым автоматом» (эти термины содержит НК РФ в главе о ЕНВД), хотя любой торговый автомат «не стационарен», при этом налоговая служба предлагает свое видение такого различия.

Круг проблем, которые возникают из-за недостаточности правового регулирования функционирования автоматизированной торговли, можно определить следующий:

-«применение контрольно-кассовой техники в торговых автоматах» (эта проблема разрешена только на уровне судебной власти: применять ККТ в торговых автоматах нет необходимости, но законодательно это не закреплено);

-«режим налогообложения вендинговой деятельности» (в основном это проблемы постоянно изменяющейся налоговой политики в отношении ЕНВД);

-«обеспечение прав потребителей при продажах через торговые автоматы» (общие нормы Закона «О защите прав потребителей» не всегда применимы к проддажам через автоматы, т.к. при таких продажах нет «традиционного» продавца, происходит только контакт человека и автомата (машины)).

И это только очень общий круг проблем, из-за которых возникают различной степени затруднения, как и у предпринимателей, так и у потребителей, так и у государства.

Имеющиеся нормы права не всегда «подходят» для регулирования исключительно автоматизированной торговли.

Решением этих проблем и связанных с этими проблемами других неурегулированных вопросов как раз и может являться ясное и четкое закрепление правил в специальном законе об автоматизированной торговле в России, которого пока что нет

В современном праве России есть немало законов, регулирующих отдельные виды деятельности на уровне федерального законодательства, например: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон «О рекламе»; Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Не более чем 13 лет назад (в конце 90-х гг.) предметом обсуждения в Государственной Думе РФ был проект федерального закона для достаточно специфического, с долей некоторой экзотики, вида деятельности - о пчеловодстве.

То есть, система законодательных актов в России позволяет допустить возможность существования т.н. «закона о вендинге», как с формальной стороны, так и по содержанию, которое:

-во-первых, обозначит и выделит среди различных видов бизнеса именно вендинг, а также внесет ясность в вопросе «что такое торговый автомат?»;

-во-вторых, определит все сферы торговли и услуг, где применяются торговые автоматы;

-в-третьих, учтет все особенности вендинга в части определения права и обязанности операторов автоматизированной торговли (основы и принципы деятельности организаций-вендоров, существенные условия договоров); требования к качеству товаров и услуг в автоматизированной торговле (с учетом прав потребителей); условия оплаты товаров и услуг в торговых автоматах (изложив основные принципы приема наличности, выдача сдачи, учет); требования по ККТ и др.;

-в-четвёртых, исключит различное толкование неурегулированных вопросов остальными ведомственными актами (постановлениями, инструкциями, письмами министерств).То есть, закон необходим, чтобы в процессе осуществления предпринимательской деятельности с вендинговыми автоматами не возникало проблем или конфликтных ситуаций ни с государством, ни с контрагентами, ни с потребителями.

Юрист НААТ

Родин А.В.
Изменено пользователем Координатор НААТ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

помнится последней темой от НААТ тут было какое-то обращение к мэру Москвы о вендинге. Типа напишите свои мысли.

Ну я написал - что неплохо бы прежде чем писать "о развитии ..." для начала снять запреты на установку автоматов на улицах г.Москвы и муниципальных помещениях.

Ну и? уже к следующему вопросу переходим? А как же о снятии запретов?

с этим вашим законом такая же обратная связь будет?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый normal-one, ниже ответ юриста НААТ на Ваш комментарий:

Запретов на установку автоматов на улицах города Москвы и в государственных и муниципальных помещениях не существует.

Существуют опредленные процедуры (конкурсы, тендеры и т.п.) с особыми условиями и требованиями для установки объекта торговли, которые зачастую достаточно сложны и практически трудно реализуемы.

И такое "состояние дел" относится не только к торговым автоматам (поэтому я и применил термин "объект торговли"), а к любому "мелкому" обекту торговли. Торговый автомат установить на улице, в гос./муниц. организациях не сложнее, чем палатку с мороженым.

Проблема сводится лишь к следующему:

- наличие гос./муниц. заказа на размещение объекта торгвли на опредленной территории;

- при наличии такого заказа - проведение конкурса/тендера

либо

- установка в соответствии с единой системой размещения и на основании открытых денежных аукционов.

Т.н. "Закон о вендинге" не может и не должен решать эти проблемы.

"Закон о вендинге" должен содержать общие положения, принципы и регулировать правоотношения в этой сфере бизнеса.

Например, "проектное содержание" этого закона могло бы включать следующее:

Название закона может быть следующим – «Об основах автоматизированной торговли в Российской Федерации» или «Закон о торговых автоматах» и т.п.

В преамбуле закона, возможно, изложить следующее:

«…Настоящий закон определяет правовые основы и принципы автоматизированной торговли, регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности в области продажи товаров, оказания услуг через торговые автоматы, а также определяет порядок обеспечения прав и законных интересов потребителей товаров и услуг в сфере автоматизированной торговли в Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об автоматизированной торговле состоит из настоящего закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в области автоматизированной торговли, не могут противоречить настоящему закону и принимаемым в соответствии с ним законам.

Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие продажи через торговые автоматы, не должны противоречить настоящему закону.

Государство, признавая автоматизированную торговлю одной из отраслей экономики Российской Федерации, содействует предпринимательской деятельности в области автоматизированной торговли и создает благоприятные условия для ее развития………»

В первой главе закона, возможно, изложить основные понятия, термины и определения:

-
автоматизированная торговля (а может быть и легально ввести термин и определение «вендинга»);

-
торговый автомат;

-
продажа товаров через торговые автоматы;

-
оказание услуг через торговые автоматы;

-
потребитель (аналогично закону о защите прав потребителей);

-
оператор автоматизированной торговли;

-
устройство для приёма наличных денежных средств;

а также представить классификацию торговых автоматов.

В иных главах закона, возможно, закрепить следующее:

1.Права и обязанности оператора автоматизированной торговли (основы и принципы деятельности организаций-вендоров, существенные условия договоров).

2.Права и обязанности потребителя (конкретизация, алгоритм действий потребителя при покупке через торговый автомат, не изменяя основных требования закона о защите прав потребителя).

3.Особенности автоматизированной торговли:

-
особенности купли-продажи товаров через торговые автоматы (более подробное «раскрытие» ст. 498 ГК РФ);

-
особенности оказания услуг через торговые автоматы (по аналогу со ст. 498 ГК РФ);

-
требования к качеству товаров и услуг в автоматизированной торговле (с учетом прав потребителей);

-
условия оплаты товаров и услуг в торговых автоматах (изложить основные принципы приема наличности, выдача сдачи, учет);

-
требования по ККТ

-
и др. …

4.Объединения операторов автоматизированной торговли (можно изложить принципы и цели созданий ассоциаций, союзов вендоров).

5.Заключительные положения.

С уважением,

Родин А.В.
Изменено пользователем Координатор НААТ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ответ юриста НААТ на Ваш комментарий: Запретов на установку автоматов на улицах города Москвы и в государственных и муниципальных помещениях не существует.

тогда вообще непонятно за что НААТ платит вам деньги? В конкретно взятой Москве существуют прямые запреты на установку торговых автоматов в мунициальных учреждениях г. Москвы.

И если юрист НААТ этого не знает, значит это плохой юрист по вендингу.

ну а все ваше последующее изложение даже читать не вижу смысла.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Наличие огромного количества законов и подзаконных актов приводит к тому, что они друг друга повторяют в той или иной степени, а порою и противоречат друг другу. Это даёт заработок всевозможным юристам, комиссиям, проверяющим органам и т.д, и т.п.

Вендинг - это торговля. Руководящие документы , по которым ведётся торговля в настоящее время существуют. Какая разница с лотка я её осуществляю, из машины или из автомата? Все три объекта я могу свернут в течении 15 минут и убрать физически. Зачем под автомат отдельное законодательство. Ну давайте тогда пойдём дальше. Под кофейник - один закон, под снэк - другой, под газировку - третий... На совмещённые автоматы будем применять все три закона. Потом будем разделять по моделям. Запретим "праворульные" :shok: . Такой замечательный кругооборот бумаги можно организовать. Столько людей будет не зря проедать свой хлеб

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тему не читал сразу скажу только заголовок.

Учитывая что законы исполняются и трактуются иногда очень своеобразно, считаю что чем меньше законов и ограничений тем лучше, если не запрещено значит разрешено.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да все это нужно в первую очередь Ювенкам, т.к. западные инвесторы врядли захотят купить их без ясности в законах(ну или иллюзии ясности), хаос их пугает

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Наши партнеры

    DeMarco - Капучино КарамельОслик ВендиИнгрединеты для вендинга  от АлмафудКофе для вендинга

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу