Slivon

Молокоматы Компания «Живой поток»

1 сообщение в этой теме

Компания «Живой поток» стала посредником между фермерами и потребителями молока в городах. Как устроен ее бизнес?


«Три года назад мы провалились в убыток», — вспоминает совладелец двух крупных подмосковных молочных хозяйств и компании «Живой поток» Владислав Чебурашкин. За 2000-е годы в Подмосковье поднялось на ноги много бывших молочных колхозов, они закупили иностранное доильное оборудование и телок европейских высокоудойных пород. Выросла конкуренция, и цена молока с ферм, которое закупают комбинаты, упала до беспрецедентно низкой отметки — 10 рублей за литр (в середине 2000-х давали и 30 рублей).

В 2010 году торфяные пожары окутали столицу смогом. Жители, надышавшиеся воздухом, в котором концентрация угарного газа превысила предельно допустимую в 7 раз, вспомнили про молоко, способное выводить токсины. Пока врачи спорили о полезности для здоровья свеженадоенного (сырого) молока, москвичи забегали в поисках «деревенского эликсира», который стал быстро дорожать. И тут школьный друг и земляк Чебурашкина Иван Соломаха, отдыхавший в Италии, рассказал ему об увиденных там уличных автоматах по продаже молока с ферм. Устройства внешне напоминают советские автоматы с газировкой за 3 копейки. Однако молокомат (калька получилась с распространенного в Европе milkomat) — технологически более сложная конструкция. В ней есть холодильник, поддерживающий температуру 4 градуса, меняющийся каждый день танк с молоком, привезенный с фермы, купюроприемник, а иногда и витрина для сопутствующей молочной продукции — сметаны, творога и пр. Молокомат сначала выдает покупателю пустую стерильную бутылку, потом наливает в нее молоко. После каждой покупки кран обеззараживается струей горячего пара.

Чебурашкин и Соломаха решли вывести на российский рынок молокоматы как альтернативу стальным бочкам советского образца, к которым до сих пор на московских рынках выстраиваются огромные очереди.

Созданная партнерами в сентябре 2010 года компания «Живой поток» установила уже 40 молокоматов под брендом «А-Молоко» в Подмосковье, из них 90% — прямо на улицах: на платформах, в спальных районах и в оживленных местах, например на горнолыжном курорте Яхрома. Литр продается за 50 рублей (пакетированное молоко высокотемпературной обработки стоит в московских магазинах 30–70 рублей). За I полугодие 2013 года выручка «Живого потока» составила 50 млн рублей. В 2014 году планируется рост продаж на 20%, в том числе за счет расширения торговли молочными продуктами — сметаной, творогом, йогуртами, изготовленными на ферме из непроданного молока, забираемого из устройства вечером. «Пока идея реализована в 25% автоматов, но это удвоило выручку», — поясняет Чебурашкин. Старые автоматы продают примерно на 200 000 рублей в месяц, новые — на 360 000 рублей.

Компания «Живой поток» на 75% принадлежит братьям Чебурашкиным (Владиславу и Станиславу, в равных долях), на 25% — Соломахе. Поднимать подмосковное фермерское хозяйство семья Чебурашкиных (два брата и их отец Георгий) приехала из Норильска, где ей принадлежит несколько компаний по переработке отходов горного производства. Чебурашкины инвестировали в подмосковные колхозы накопленное и заемный капитал.

Вернувшегося в 2002 году с дипломом MBA из Бостонского университета Владислава семья бросила на сельское хозяйство. В совхозе «Смычка» (ныне «Васильевское»), расположенном в Сергиево-Посадском районе, было 3000 га непаханных полей и уменьшающееся стадо коров. Владели хозяйством несколько сотен пайщиков, у них семья и скупила паи. «На восстановление потребовалось 300 млн рублей и три года», — говорит Чебурашкин. Деньги пошли на покупку коров и бычков-производителей, а также окультуривание полей: качество молока зависит напрямую от корма. В 2004 году Чебурашкины заинтересовались еще одним колхозом — ООО «Дубна плюс» в 40 км от первого, уже в Дмитровском районе.

Сейчас у семьи два хозяйства (доли по 40% у братьев и 20% у отца), в них 4500 коров и 280 работников. Общие инвестиции в две фермы Чебурашкины оценивают в 600 млн рублей. В день фермы производят 35 т молока, из них 14% уходит в молокоматы, а 86% продаются «Вимм-Билль-Данну» (принадлежит PepsiCo) и через посредников — другим производителям. Закупочная цена сырого молока — 17–19 рублей за литр. «Если бы не молокоматы, фермы работали бы в ноль», — отмечает Чебурашкин.

После тестирования оборудования четырех поставщиков предприниматели выбрали итальянские молокоматы DF Italia. Уличный молокомат обходится в 1,2 млн рублей, а предназначенный для установки в помещениях — 850 000 рублей. Разница в холодильниках: например, на улице зимой должен быть предусмотрен нагрев. В «Дубна плюс» уже есть цех по обслуживанию автоматов и еще один — по производству молочных продуктов. С развозом молока по точкам справляются четыре грузовика. Весь проект «А-Молоко» обошелся, по словам Соломахи, примерно в 70 млн рублей.

«Молокоматы выгодны для фермеров, этот сегмент сейчас растет», — говорит председатель правления отраслевого союза «Союзмолоко» Андрей Даниленко. Но, по его мнению, потребители больше доверяют автоматам, установленным в продуктовых магазинах: есть с кого спросить. Соломаха, наоборот, считает самой выигрышной торговлю на улице: аппараты работают круглые сутки, привлекают внимание прохожих подсветкой, танки с молоком удобно подвозить ночью, да и аренда хорошего места в супермаркете обходится в 50 000 рублей в месяц (супермаркетам невыгодно сдавать места, где можно заработать с «полочных» продуктов), а на улице — максимум 20 000 рублей. Расходы в проекте распределяются так: 30% — себестоимость сырья, 40% — логистика, аренда и техобслуживание. Прибыль — 30% от оборота.

Кто еще есть на этом рынке? Татарстанский многопрофильный холдинг «Красный Восток» установил молокоматы в казанских супермаркетах «Эдельвейс» (в этой сети 50 магазинов). Крупный игрок — московская компания Food Milk, владеющая четырмя молочными заводами и производством молокоматов, которые она поставляет за рубеж. У Food Milk 22 молокомата, в том числе в супермаркетах Spar, «Твой дом», «Магнит», «Пятерочка», вскоре они должны появиться в 20 магазинах сети «Азбука вкуса». Своих ферм у компании нет, она закупает молоко у производителей (в том числе на фермах Чебурашкиных). Молоко Food Milk, в отличие от «А-Молоко», в большинстве случаев оплачивают на кассе магазина, а не в автомате, что, как считает совладелец компании Карен Татинцян, помогает договариваться с руководством супермаркетов о сотрудничестве. Наличие молокомата в магазине, по его мнению, способствует росту продаж там же другой продукции Food Milk в 4–5 раз.

Количество молокоматов в Москве может вырасти в несколько раз: департамент торговли и услуг столичного правительства разработал проект «Вендинг», предусматривающий установку в 2013-2014 годах 20 000 торговых автоматов, в том числе и по продаже молока. Если город утвердит схему размещения нестационарных торговых объектов на улицах, Чебурашкины и Соломаха рассчитывают получить 50–100 новых точек, а Food Milk замахивается на 600.

Впрочем, этот бизнес нельзя тиражировать до бесконечности: покупка сырья у переработчиков рано или поздно вызовет рост цен. Чебурашкины настойчивы: сохранить и увеличить долю рынка они пытаются за счет собственного молочного завода, только что построенного рядом с дмитровской фермой.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Наши партнеры

    Настольные кофейные аппараты Jofemar – это современное решение для установки в местах с относительно небольшим потреблением кофе и напитков.Ослик ВендиИнгрединеты для вендинга  от АлмафудМЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВЕНДИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

  • Сейчас на странице

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу