Нотариат и право

Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства ИФНС. Допросы являются одним из аргументов налоговики, подтверждающих недобросовестность действий налогоплательщиков.
«Бизнес аудит» г.Екатеринбург оказывает услугу «сопровождение на допрос в налоговую». Стоимость ее невелика, но польза для руководителя многократно перекроет затраты.
Как правило, люди, ведущие реальный бизнес в налоговую ходят с консультантами и помощниками. Просто потому, что они понимают, что для них лучше давать показания с учетом мнения профессионала, специализирующегося в данной области.

Нюансов при проведении допросов в налоговой множество. Начинаются они на буквально с первого слова в документе, которым вас вызывают на допрос.
Обычно это слово «ПОВЕСТКА»
Уже становится очень тревожно? Особенно это касается рядовых сотрудников.
У нас, из практики, ни один человек не усомнился в правильности слова «ПОВЕСТКА».
Хотя в Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ четко установлена форма данного документа. И налоговики вызывают не ПОВЕСТКОЙ, а Уведомлением.
Принципиальной разницы нет. Но слово ПОВЕСТКА, согласитесь, оказывает гораздо большее психологическое давление.
Допрос – вещь серьезная и к нему нужно подготовиться. Как минимум, ответить на вопросы ниже. А лучше, обратиться к нам.
Наши специалисты помогут смоделировать ситуацию допроса, зададут «хитрые» вопросы, подкорректируют вашу реакцию на возможные нестандартные вопросы.

Для начала, предлагаем ответить на следующий ряд вопросов:
• Готовы ли Вы и ваши сотрудники к допросу?
• Могут ли ли инспекторы проводить допрос на улице?
• Если допрос прошел неудачно, можно ли исправить показания?
• Налоговая инспекция нарушила процедуру проведения допроса. Насколько это существенно?
• Правомерно ли присутствие на допросе представителя допрашиваемого лица, не являющегося адвокатом?
• Могут ли налоговики требовать у Вас образцы подписи, оформляя их приложением к протоколу допроса свидетеля?
• Являются ли протоколы допросов проведенных за рамками проверки допустимыми доказательствами в суде?
• Ответственность свидетеля за неявку на допрос в налоговую и за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний?
Если вы не подготовились к допросу заранее, то вероятность провала многократно возрастает и эти результаты будут положены в основу обвинения сотрудников налоговой инспекции.
Надо помнить, что налоговики (скорее всего, но не всегда) к допросу готовились. Они уже вникли в детали операций компании, изучили документы и показания других свидетелей.
Каверзные вопросы у них уже готовы.
Приведу примеры:
Директор компании для убедительности решил сказать на допросе, что встречался с представителем контрагента лично. И даже изучал его паспорт. Тогда как в реальности они общались по телефону или переговоры вообще вели какие-то иные сотрудники организации. Налоговые инспекторы предъявили руководителю несколько фотографий и попросили показать, с кем именно он встречался. Результат печален. (постановление Восемнадцатого ААС от 15.02.16 № А76-15979/2015).

Опасные вопросы — когда просят назвать дату, место, фамилию

Могут ли сотрудники налоговой инспекции проводить допрос на улице?
Ответ – могут.
Вообще, налоговики могут проводить допрос где угодно. Поэтому, если свидетель хочет побеседовать с ними на своей территории, это возможно. Более того, инспекторы сами, исходя из обстоятельств, могут инициировать допрос по месту жительства или в офисе компании.

Если допрос прошел неудачно, можно ли исправить показания? Можно попробовать.
Попытаться скорректировать необдуманные показания свидетеля в налоговой инспекции можно обратиться для проведения повторного допроса к адвокату. Адвокат вправе опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому он работает (подп. 2 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.02 № 63-ФЗ). Адвокат может повторно допросить свидетеля, который дал невыгодные компании показания.

Налоговики нарушили процедуру проведения допроса. Насколько это существенно? Оспаривая протоколы допроса, компании ссылаются на отсутствие подписей или наличие недопустимых исправлений. Эти нарушения суд может не признать грубыми.
Одной из востребованных услуг становиться сопровождение физического лица на допрос в налоговую и совместное участие в проводимом допросе. .

Бывает, сотрудники налоговой инспекции требуют нотариально заверенную доверенность от имени свидетеля на имя представителя.
Должна ли доверенность на допрос в налоговую быть нотариально заверенной?
Данное требование также незаконно.
Пунктом 1 ст. 185 ГК РФ «Общие положения о доверенности» установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
При этом в п. 2 ст. 185 ГК РФ указывается: доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Так как доверенность на представление интересов свидетеля в налоговых органах, дачу показаний (пояснений) от его имени, а так же защиту его прав не является доверенностью на совершение сделок. То исходя из Гражданского законодательства нотариальное заверение данной доверенности не нужно. Рассмотрим, что нам по данному поводу говорит любимый НК РФ
Согласно ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае сопровождения на допрос, мы имеем дело с представительством свидетеля как физического лица, даже в случае, если он вызван на допрос в связи с исполнением должностных обязанностей. Однако в статье 29 НК РФ, а это единственная статья в Кодексе говорящая о представительстве в налоговых органах, речь идет о представительстве налогоплательщика, а в случае проведения допроса вызываемое лицо выступает в статусе свидетеля, а не налогоплательщика. Поэтому положения п. 3 ст. 29 НК РФ, устанавливающее обязательное нотариальное заверение доверенности на представительство интересов налогоплательщика – физического лица в налоговых органах, не применимо.
Таким образом, на основании положений Налогового и Гражданского кодекса, в случае сопровождения на допрос в налоговую инспекцию доверенность заверять нотариально не нужно.

Могут ли налоговые инспектора требовать у Вас образцы подписи, оформляя их приложением к протоколу допроса свидетеля?
При сборе доказательной базы сотрудники налоговой инспекции часто проводят почерковедческую экспертизу, сравнивая подпись на финансово-хозяйственных документах с образцами подписи, полученными от гражданина от имени, которого подписаны данные документы. Как правило, образцы подписи налоговики оформляют приложением к протоколу допроса свидетеля (ст. 90 НК РФ). Для проведения экспертизы налоговики проводят выемку документов (ст. 94 НК РФ) и привлекают эксперта для проведения почерковедческой экспертизы (ст. 95 НК РФ).
Однако, согласно ст. 6 «Оперативно-розыскные мероприятия» Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сбор образцов для сравнительного исследования проводиться при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям (ст. 13 указанного закона):
- органов внутренних дел РФ;
- органов федеральной службы безопасности;
- федеральных органов государственной охраны;
- таможенных органов РФ;
- службы внешней разведки РФ;
- федеральной службы исполнения наказаний;
Таким образом, налоговые органы не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия, следовательно, не имеют проводить сбор образцов подписей граждан. Все дальнейшие мероприятия налогового контроля (особенно экспертиза) в которых используются незаконно полученные образцы подписей так же не законны и в судебном процессе должны быть признаны недопустимыми доказательствами.

Правомерно ли проведение допроса свидетеля вне рамок налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля? Являются ли протоколы допросов проведенных за рамками проверки допустимыми доказательствами в суде?
Развитие механизма предпроверочного анализа привело к тому, что до выездной проверки проводится достаточно много мероприятий налогового контроля, в том числе проводятся и допросы свидетелей. Также в ходе выездных и камеральных проверок налоговики не всегда успевают провести все необходимые мероприятия налогового контроля, в связи с чем, данные мероприятия часто продолжаются по завершению проверки, в том числе после окончания проверок проводятся и допросы свидетелей.
В связи с этим, у многих клиентов возникают вопросы:
Правомерно ли проведение допроса свидетеля вне рамок налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля?
Являются ли протоколы допросов проведенных за рамками проверки допустимыми доказательствами в суде? Порядок проведения допроса установлен ст. 90 НК РФ. Так, согласно п. 1 данной статьи в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
В ст. 90 НК РФ отсутствует прямой запрет на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок. При этом в п. 1 ст. 90 НК РФ говорится, что в качестве свидетеля для дачи показаний вызываются лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Так как такой формы налогового контроля как предпроверочный анализ в налоговом законодательстве нет, а по окончанию проверки осуществление налогового контроля уже завершено, то логичным выглядит, что налоговики не имеют оснований для проведения допросов до и после налоговых проверок.
Судебная практика по данному вопросу очень разнообразна и не дает однозначного ответа. Однако, с 2012 году, наблюдается тренд в сторону того, что налоговики все-таки имеют право проводить допросы свидетелей до и после выездных и камеральных налоговых проверок.

Налоговая, административная и уголовная ответственность свидетеля за неявку на допрос в налоговую и за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний Ответственность свидетеля за неявку на допрос в налоговую установлена ст. 128 НК РФ «Ответственность свидетеля» и ст. 19.4 КоАП.
Налоговая ответственность
Так, согласно абз. 1 статьи 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.
Административная ответственность
Согласно п. 1 ст. 19.4 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
А вот административная ответственность свидетеля за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний установленная ст. 17.9 КоАП в данном случае не применяется. Согласно данной статье Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении или в исполнительном производстве - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом, из ст. 17.9 КоАП следует, что административная ответственность за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний может быть применена только по делам об административном правонарушении. Соответственно, данная норма КоАП не применима по делам по налоговым правонарушениям.
Уголовная ответственность
В данном случае не предусмотрена.
Уголовная ответственность свидетеля за неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний установлена ст. 307, 308 УК РФ.
Так, согласно ст. 307 УК РФ заведомо ложные показание свидетеля, потерпевшего либо заключение или показание эксперта, показание специалиста, а равно заведомо неправильный перевод в суде либо при производстве предварительного расследования - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

При вызове на допрос в налоговую инспекцию обращайтесь к нам.
Специалисты являются экспертами в области защиты интересов налогоплательщиков по налоговым спорам.