Музыкальный вендинг

Всем кто интересуется музыкальным вендингом - бизнесом связанным с музыкальными (торговыми) автоматами посвящается. Делюсь собственным опытом. Для тех кто в танке: музыкальный автомат - это не то что торгует дисками, совсем нет. Стоит он где нибудь в кафе или баре, из него льется музыка, вы можете подойти и закинув денежку (скажем 10 руб.) заказать себе песню по своему вкусу и сделать погромче, или попросить у бармена микрофон и попеть караоке. Первый автомат бы куплен в феврале 2008 года, сейчас общее число автоматов 11 (9 моих + 2 у брата). Переход на музыкальные автоматы был связан с постоянным поиском снижения трудозатрат, до этого была сеть 14 кофейников, одному обслуживать довольно хлопотно, природная лень заставляет постоянно искать способы работать меньше, а зарабатывать при этом больше. Короче лень - двигатель прогресса! Часть кофейников была продана и закуплены взамен них музыкальные автоматы.

 
 

Вид экрана

 

 

музыкальный авомат

 

музыкальный авомат

1. Выбор автомата.

Моделей автоматов довольно много разных, особенно много их у братьев славян на Украине. Я при выборе руководствовался следующими соображениями:

  • автомат должен иметь приятный дизайн, плавные линии лучше острых углов. У братьев славян автоматы зачастую похожи на квадратные трехголовые гробики.
  • автомат должен иметь деревянный корпус и свою активную и мощную аккустику
  • автомат должен иметь удобное ПО для клиента, т.е. нужную песню клиент должен находить быстро за 10-20 секунд

Для этого меню должно быть из трех полей - стиль музыки / группа / песня (например "Русский рок / Ария / Герой асфальта" или Шансон / Михаил Круг / Владимирский централ). У братьев славян 2 поля и нужную песню можно искать минут 15...

  • т.к. я сам в прошлом компьютерщик, для меня удобно было чтобы ПО было на базе хорошо знакомого Windows
  • в автомате должно быть караоке

 

1.1. ПО автомата

Программа музыкального автомата заслуживает вынесения в отдельный подраздел. Та программа которая пришла в первом аватомате и ПО сейчас - это совершенно разные программы. Я очень плотно работал в этом направлении с разработчиками, т.к. их первоначальное ПО меня совершенно не устраивало, я им в свое время высылал 3 страницы текста с предлагаемыми усовершенствованиями. Теперь в программе клиент может регулировать громкость как фоновой музыки так и заказной, можно выставлять максимум (потолок) громкости как фоновой, так и заказной, можно кидать виртуальный кредит через сервисное меню, ведется журнал включений выключений, появился ТОП100, История и многое другое.

Не хватает мне удаленного контроля. То есть я бы хотел в режиме реального времени удаленно "видеть" свои автоматы, включены или нет, количество купюр и общая сумма в стекере купюрника, возможность удаленно "закинуть кредит", просмотр статистики, удаленное редактирование статистики, удаленное редактирование цен, удаленная регулировка громкости, удаленный "перезапуск автомата", удаленная "блокировка" и "разблокировка" автомата. Автомат должен информировать о некорректном выключении из сети и снятии стекера (если снимается при не включенном сервисном режиме).
Если все это будет - ПО будет почти идеальным.

1.2. Фонотека

Автомат поставляется у же с фонотекаой более 20 тысяч песен и клипов. Плюс караоке. Фонотека очень просто обновляется. Я постоянно закидываю свежие сборники, подборки и т.д. Своими силами довел фонотеку почти до 30 тыс. песен.

 
 

2. Выбор места установок

За год были установки автоматов в кафе, шашлычных, забегаловках, летних кафе на набережной, ресторанах.

Мое мнение самые хорошие места - дешёвые забегаловки (10 руб за песню, 20-30 руб. за караоке) - именно эти места дают самую большую выручку. Лучше если место работает с вечера и до утра, чем с утра до вечера - во втором случае режим столовой и рентабельность будет нулевая. В кафе где с 6 вечера до 6 утра при стоимости 30 руб за песню выручка 15 тыс/мес - вполне реально (у меня такое было), правда потом меня оттуда вышибли конкуренты предложив 50% за аренду, у меня было 30% - на 50на50 я не пошел по принципиальным соображениям. Туда воткнули убогий автомат барного типа на жетонах.

Надо быть готовым что по настоящему хороших мест мало, и в этом бизнесе тоже есть своя конкуренция. Я удивился, но бизнес которым я решил занятся - им оказываются уже много лет занимаются другие люди.

3. Проблемы музыкального вендинга

Проблемы во многом схожи с кофейным вендингом - небольшое колличество высокорентабельных мест, конкуренция, и - более частые поломки автоматов. В кафешках как правило нестабильное электричество, используется масса оборудования типа холодильники, чайники, грили и т.п., электричество скачет, часто бывают скачки. Автоматы довольно нежные и частенько летят усилители (пропадает звук). В таких случаях можно подключить к автомату внешние колонки со встроенными усилителями (активные), например Микролаб соло 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7. Очень рекомендую соло 7, хотя стоят они 9 тыс. за пару, но в этом случае встроенные в МА колонки вообще не нужны.
Чтобы заниматься этим бизнесом желательно быть продвинутым пользователем ПК (уметь заменить материнскую плату, поставить ОС, дрвайвера, софт, все настроить, уметь копировать, а лучше синхронизировать каталоги в ТС), дружить с тестером и паяльников, не бояться проводов, уметь спаять например звуковой провод и т.д. Все эти знания и умения наверняка вам пригодятся если вы решите заняться музыкальным вендингом.

4. Рентабельность музыкального вендинга

Если не учитывать тот факт что малорентабельных мест ОЧЕНЬ много и автоматы придется постоянно двигать, скажу что рентабельные и высокорентабельные места тоже бывают! Т.е. вполне реально иметь скажем 2-3 тысячи в неделю - это нормальное рентабельное место. Можно и 4 - 5 тысяч в неделю - это уже высокорентабельное. У производителей автоматов своя сетка и у них пиковая рентабельность на одном месте достигла 8 тыс/руб в неделю - обманывают или нет - это на их совести. Пять в неделю у меня было (правда недолго, 2 месяца, потом начался кризис и сейчас этой точки нет вообще). Если 1 тысяча в неделя есть то могу оставить без арендной платы (такие места есть) - хотя по идее надо искать и двигать на другие места.

Если в ходе перестановок средняя рентабельность (прибыль) получается 5 тыс.руб. с автомат - это нормальный результат. Автомат стоит примерно 70 - 80 тыс. (бывают и дороже). Кстати МА можно собирать самому - все комплектующие в свободной продаже, корпус можно заказать у мебельщиков, если руки есть и голова варит - вполне реальная тема (планирую сам в будущем заняться). При самостоятельной сборке думаю достичь экономии 30 - 50 % от розничной стоимости автоматов.

Не стоит забывать что в музыкальном вендинге нет таких затрат как ингредиенты и снеки. Мы торгуем воздухом, поэтому и арендную плату можно платить больше. Я предлагаю 20% если выручка меньше 10 тыс/мес и 30% если выше.

5. Авторские отчисления

Есть несколько организаций которые защищают авторские права
РАО - Российское Авторское Общество - собирает деньги и отдает их авторам музыки и песен.
РФА и РОУПИ - две конкурирующие конторы - собирают бабло за смежные авторские права. Т.е.например человек написал песню и музыку - он автор (авторское право), затем эту песню спел известный певец (смежное авторское право) и крупная звукозаписывающая компания выпустила пластинку. Так вот звукозаписывающая компания и певец - они обладают смежными правами на песню. РАО не берет (или по крайней мере раньше не брала) мзду с владельцев муз.автоматов - они рекетируют только владельцев площадки.
РФА и РОУПИ - кому то из них (или обоим) надо платить за смежное авторское право. РФА берет 500 руб. с владельца автомата. Мое мнение - это неправильно, брать надо ТОЛЬКО с владельцев площадки, т.к. у них доход несоизмеримо выше. Но я отвлекся, платить или нет это каждый решает сам. И не забудьте что РФА и РОУПИ - это конкуренты, которые воюют между собой, у каждого есть некоторый пакет соглашений с авторами и каждый будет требовать чтобы заплатили ему (или обеим организациям). И еще РАО, РФА и РОУПИ - это не государственные организации. Они ТИПА некоммерческие, государство тут стоит в стороне и участия не принимает. В общем узаконенный рекет. Не так давно убили главу РФА, так что деньги там судя по всему крутятся немалые.

 
 
украинский музыкальный автомат

6. Друзья соседи или конкуренты

Конкуренты по моему городу разделяются на местных и федеральные сети. Местные - практические все это кустарно сделанные самоделки барного типа, работающие на жетонах. Федеральная сеть - это все те же братья славяне с Украины. Сколько их я не знаю, но думаю не менее полусотни, т.к. ресурсы у них приличные. Они мне тоже предлагали поучаствовать, но я отказался, не привык работать на дядю. Лучше иметь 10 своих, чем сто чужих. К тому же нужно было вложить приличные деньги, т.к. автоматы эти они сделали бы на мои деньги - короче схема у них хитро закрученная, для лохов. Человек с головой на такие условия никогда не пойдет. Но это отдельная тема.
Хохляцкие автоматы квадратные как гробы и состоят из трех частей, имхо дизайн ужасный, между собой мы их называем "трехголовые чудовища".

Вообще на Украине эта тема развита гораздо сильнее чем у нас и вариантов автоматов там масса. Вот посмотрите - целый зоопарк приведен на этом сайте

А ПО у хохляцких автоматов у ВСЕХ примерно с одинаковым интерфейсом (видимо копируют друг у друга), выглядит оно примерно так:

вид экрана  украинского автомата

 
 
То есть ВСЕ группы вынесены в один длиннющий список, по моему очень неудобно. К примеру курсор стоит на группе АРИЯ а нужно поставит ЧАЙФ - нужно пролистать ВСЕ от буквы А до буквы Ч (у меня в автомате 3 тысячи каталогов /папок) - упариться можно. А если курсор стоит на английской букве A то я вам просто не завидую, потому что и ЧАСА будет мало. В моем ПО добавлено отдельное поле - стиль музыки, поэтому поиск сокращается в десятки раз. Найти любую нужную композицию (если она есть) можно в течении минуты если точно знать название группы и песни.
 
 

7. Налогообложение

Касаемо налогообложения, сколько не искал нигде прямых законодательных актов не нашел. Кто то предлагает платить ЕНВД как с торгового места с базовой доходностью 9000, но тогда этот вид деятельности станет убыточным, т.к. реальная доходность может быть 3-4 тысячи с автомата (в среднем по сети).

Лично я для себя решил, что музыкальные автоматы следует отнести к общепиту и платить с количества работников, включая ИП (4500 руб. базовая доходность с одного человека. Почему я так решил? А что такое общепит?

Ответ на вопрос, что понимается под услугами общественного питания, дает <Общероссийский классификатор услуг населению> ОК 002-93 (ОКУН), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 июня 1993 ода №163. Согласно этому нормативному документы к услугам общественного питания отнесены услуги имеющие код 122000 - 122706.

Услуги, предоставляемые потребителям организациями общественного питания, можно подразделить на:
услуги питания;
услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
услуги по организации потребления и обслуживания;
услуги по реализации продукции;
услуги по организации досуга;
информационно-консультационные услуги;
прочие услуги.

Так под услугами питания следует понимать услуги по изготовлению продукции общественного питания и созданию условий для ее реализации в соответствии с типом и классом организации общественного питания. Исходя из этого, услуги питания подразделяются на:
услуги питания ресторанов;
услуги питания баров;
услуги питания кафе;
услуги питания столовых;
услуги питания закусочных.

К услугам по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий относятся такие виды услуг как:

изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей;

изготовление продукции из сырья заказчика в организации общественного питания;
изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий на дому.

Услуги по организации потребления и обслуживания представлены достаточно широким спектром услуг, которые включают в себя следующие виды:

организация и обслуживание торжеств и ритуальных мероприятий;
организация и обслуживание культурно-массовых мероприятий;
доставка продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
услуги официанта на дому;
доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий в номера гостиниц;
организация комплексного питания и прочие.

К услугам по реализации продукции в общественном питании относятся:
реализация продукции и изделий кухни через магазины - кулинарии и буфеты;
отпуск обедов на дом.

Услуги по организации досуга включают в себя:

организацию музыкального обслуживания;
проведение концертов и других подобных мероприятий;
предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Музыкальный автомат оказывает услугу музыкального оформления и может быть причислен к общепиту. И как следствие платим налог ЕНВД как общепит с количества работников включая ИП. Раньше так же точно к общепиту относились и кофейные автоматы, поэтому я сдавал одну декларацию за кофейники и МА.

 
 

Обсуждение статьи идет в этой ветке Форума о Вендинге INFOVEND

Вернуться В каталог статей