Вендинговый бизнес в России! 2017-05-10T22:08:31+00:00

Проанализировав массу ресурсов, мнений различных специалистов из области вендинга приходим к выводу что автоматизация торговли в России находится в зачаточном состоянии. Это связанно с тенденциями и особенностями развития бизнеса в нашей стране по сравнению с другими странами.

  1. Вендинговое оборудование закупается за рубежом, поскольку в России до недавнего времени отсутствовало производство торговых автоматов.
  2. Спрос на оборудование для вендинга пока невелик, поэтому конкуренция в производстве торговых автоматов достаточно слабая, а точнее ее совсем нет.
  3. Большинство разработчиков и производителей сравнительно недавно занялись торговыми автоматами. Поэтому отечественное производство – это либо сборка автоматов иностранного производства (Завод в Калининграде Jofemar), либо копирование автоматов и небольшая доработка от своего имени. Полноценное производство наладила компания Уникум по производству кофейных и снековых автоматов.
 
Почему же торговля не заказывает эти автоматы в серийных объемах?

Многие сети были построены до развития производства, т.е происходил закуп и ввоз оборудования из-за рубежа, причем закупалось оборудование определенной марки и тем самым крупным компания сейчас нет никакого смысла закупать что-то из отечественных разработок. Причина банальна – расширение склада запчастей, повторное обучение персонала, да и пока наши разработки оставляют желать лучшего в плане надежности и безотказности в работе. А разница в цене на оборудовании слишком мизерна. Например автомат от Уникума стоит 120 тыс рублей в базе без купюроприемника и монетоприемника, но с очень гибкими возможностями, а автомат Jofemar с теми же платежными системами можно приобрести за 120-130 тыс. рублей. Вот и возникает парадокс. Что лучше приобрести испанца или Российский автомат? Далее испанцы уже отработали свое производство за десятки лет, а у нас пока еще только начинают отрабатывать ошибки, устранять недочеты и все за счет операторов. Отечетвенная сборка может подойти для новичков, у кого еще нет парка автоматов, и нет опыта в работе. Тут конечно и консультации и запчасти все рядом. Вот и получается что серийные объемы отечественного производства могут позволить себе только два завода Jofemar да Уникум. А сети как закупали Итальянцев или Исппнцев так и будут. Парк из 200-300 автоматов расширять за счет чего-то иного может быть не оправдан. Как говорится зоопарк плодить — искать себе лишнюю головную боль.

А какие торговые автоматы пользуются наибольшим спросом?

Этот вопрос нам часто задают наши новые посетители форума. За время существования ресурса основная масса вопросов возникала по кофейным автоматам, да именно с этих автоматов и зародился ресурс. Немного позднее добавились рубрики по снековым автоматам, далее ксерокопирование, газированная вода, музыкальный вендинг, и последнее это вендинг с массажными креслами. Кофейники самые развитые. Запрещены к установке автоматы по продаже сигарет и пива. Думаю эти автоматы были бы очень распространены, но на законодательном уровне установка и реализация продукции запрещена.

Каковы основные проблемы и тенденции развития вендинга?

Недавно был проведен опрос на форуме именно о проблемах и что тормозит развитие вендинга, так вот большинство наших коллег ответило, что «Нехватка финансовых средств, сложности с кредитом» это наиболее частая проблема, далее идет «Высокая конкуренция, отсутствие свободных мест», но это больше касается крупных городов — Москва, Питер, Екатеринбург, т.е. города-миллионники. Но по моему мнению самая большая проблема это высокая арендная плата за один квадратный метр площади. Арендодатели не понимаю что это за бизнес да и не надо им это понимать им же надо сдать площадь и все. Выручка с автомата в среднем 9000 рублей в месяц, а аренды просят от 1000 до 5000 руб, есть и более высокие ставки. Поэтому этот бизнес и не развивается должным образом. Например многие и рады поставить автомат, но высокая аренда просто съедает всю прибыль оператора. Для успешного развития в идеале расставлять автоматы без аренды как услугу для клиентов заведения. Такое случается, но очень редко. До недавнего времени была проблема с налоговой базой, но сейчас все четко прописали в налоговом кодексе и все стало ясно, кто и сколько платит налогов. Спасибо НААТ за продвижение поправок в ГосДуме.

Какое будущее ждет вендинг России в ближайшей перспективе?

Будет происходить насыщение регионов, мест много, возможно арендодатели пересмотрят свою позицию относительно автоматов и тогда автоматы будут появляться все больше и будут все более заметны в торговых центрах и офисных учреждениях. Начинает развиваться уличная расстановка, но преграды есть со стороны администрации города. Те же автоматы газированной воды из прошлого СССР опять начали появляться.

Ностальгия так и тянет к ним. Это заслуга наших производителей Автоматторг, Автоматпроизводство, но качество оставляет желать лучшего. Все эти автоматы не простаивали, зачастую собирали очереди. При снижении стоимости автомата спрос на них только увеличится поскольку сроки окупаемости очень зависят от цены оборудования. За рубежом цена автомата рассчитана на их уровень зарплат и оборотов. Так что ближайшие перспективы весьма радужны.

А что потом?

Боюсь, что как только денежные потоки в автоматизированной торговле станут завидными, государство приложит к ним руки. Далеко за примерами ходить не надо – терминалы экспресс оплаты, которые сначала Центробанк взял под опеку, а потом законодатели «оснастили» кассовыми аппаратами. В нашей стране нет уверенности в завтрашнем дне, сегодня у нас все радужно, а через год все поменялось и бизнес становится невыгодным. Риски у этого бизнеса есть, как и у любого другого.

Как давно Ваш портал работает? Каких успехов добились?

В конце 2004 начале 2005 решили попробовать – вендинг, как и все новички начитались немного в интернете информации, на одном из форумов ребята обсуждали виды бизнесов с высокой рентабельностью от 200 до 1000%. Тогда и загорелись идеей. Закупили оборудование, но начали возникать проблемы, а советов или информации негде было взять, так вот и появился независимый форум о вендинге. Где стали появляться такие же как и мы новобранцы-первопроходцы. И вот на сегодня это более 9000 участников по всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Очень много новых друзей! Надо сказать команда дружная. Разные операторы из одного города без проблем контактируют, обмениваются опытом, документацией, помогают чем могут. Под эгидой форума запущена тех.поддержка по программированию платежных систем. Суть ее – программатор купленный нами кочует по разным городам и операторы обновляют свое программное обеспечение на автоматах безвозмездно. На самом форуме существует очень большой каталог документации, рецептур, программного обеспечения для торговых автоматов. Присутствуют представители всех компаний, которые представлены на нашем рынке, а так же осуществляют тех.поддержку сервисные специалисты этих компаний. Ну и естественно ННАТ — «Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли»  Одним словом ресурс для всех.

Как отразился на вендорах и этом бизнесе (и отразился ли вообще) экономический кризис? Некоторыми экспертами было озвучено мнение, что именно вендинг, как форма продаж, наиболее устойчив среди других форм сферы торговли к кризисным явлениям на рынке. Согласны ли Вы с этим мнением? Почему?

В 2009 году было снижение спроса. Клиенты стали больше экономить. Из бизнес-центров компании стали перебираться в офисы, что подешевле, и точки где стояли автоматы перестали приносить прибыль, пришлось снимать или перемещать на другие места. Такая ситуация была примерно год, потом все начало восстанавливаться. На счет того сам вендинг, то есть торговля, как и другие способы торговли пострадал меньше. При общей проблеме спроса в торговле вендинг тоже его ощущает. Но негативные тенденции в торговле сглаживаются развитием вендинга, а также преимуществами автоматов (малым влиянием человеческого фактора, малой арендной платой в пересчете на единицу продукции и т.д.). Далее расчеты за наличные деньги, а это всегда у вендора живые средства. Банки стали охотнее работать с нами в плане кредитования, да и наконец-то до них дошло, что вендинг это денежный бизнес, но с очень высокими моральными и физическими затратами. Автоматы не должны простаивать, если автомат стоит – это убыток. Вот в кризисное время и пришлось побегать поискать новые места, чтобы хотя бы работать не в убыток. Примерно к концу 2010года ситуация нормализовалась и пошел рост как продаж из автоматов так и рост в развитии.


Правовая информация