По данным доклада Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), опубликованного в апреле 2011 года, неинфекционные заболевания (НИЗ — болезни сердца, инсульты, хронические заболевания легких, рак и диабет) являются ведущей причиной смертей во всём мире. В докладе также отмечается, что около 80% смертей, вызванных НИЗ, состоят из четырех общих факторов риска: употребление табака, отсутствие физической активности, злоупотребление алкоголем и плохое питание. Для того, чтобы снизить пороги НИЗ, принимаются меры для уменьшения потребления алкоголя и табака, правительства по всему миру взимают акцизы и налоги на эти товары.
Если это работает для этих вредных веществ, почему бы не сделать то же самое для других вредных продуктов? В некоторых странах ЕС, правительства, в настоящее время рассматривают (или уже приняли законы) дополнительного налогообложения «нездоровой пищи и напитков», такие как продукты, содержащие насыщенные и/или транс-жиры, в которых слишком много сахара или соли. Обоснованием таких мер служит желание просвещать потребителей относительно здорового питания, ну и конечно увеличение доходов государства. Кроме того, сейчас в обществе происходит дискуссия о пересмотре списков так называемого «нездорового питания», в результате чего появился ряд новых руководящих принципов.
Например, одно государство приняло руководящее положение о том, что количество соли на 100 грамм муки в хлебе не должно превышать 2,1%. Другие руководящие принципы в отношении соли рекомендуют сокращать общее потребление соли (в настоящее время 9 г/сутки до 5гр/сутки). Продукты, вкус которых основан на соли, такие как соленые чипсы и картофель и состав которых не может быть изменён, должны облагаться дополнительным налогом. Также существуют и эквивалентные руководящие принципы для сахара и транс-жиров, которые сейчас находятся в стадии обсуждения. В некоторых странах ЕС, фаза обсуждения уже закончена. Франция и Дания уже внедрили некоторые из этих руководящих принципов и уже собирают налоги, Венгрия одной из первых ввела такие налоги и теперь расширяет ассортимент нездоровых продуктов и напитков, попадающих под такие налоги.
Великобритания и Ирландия в настоящее время рассматривают возможность введения налогов на нездоровые напитки и иные продукты питания. Это, конечно, плохая новость для производителей соленых и сладких продуктов и напитков, эта новость в принципе плоха для всех, у кого отсутствует чувство социальной ответственности. Во многих случаях, переделать состав напитка или продукта трудно, если вообще возможно без ущерба для вкуса, и, как всем известно, вкусовые свойства по-прежнему играют решающую роль для покупателя. Стоимость таких напитков и продуктов возрастёт. Очевидно, что правительства понимают, что дополнительное налогообложение некоторых видов продуктов и напитков — это простой способ, чтобы собрать дополнительные деньги, но будет ли это эффективно, в плане просвещения потребителей и заставит ли это их изменить свои привычки питания?
Конечно, потребители всегда находили способы обхода налогов. Когда табак обложили налогами, потребление табака не уменьшилось, но контрабанда табака возросла. Налоги на отдельные товары по всей Европе, не согласованы, и в настоящее время вряд ли Комиссия ЕС будет спешить в текущих дебатах относительно новых налогов, в результате чего государствам-членам придётся решать эти вопросы в индивидуальном порядке. Вероятно, новые руководящие принципы и налоги, станут головной болью для пищевой промышленности и это только начало. Некоторые европейские страны, такие как Германия, пока держаться подальше от руководящих принципов и дополнительных налогов, которые, до сих пор не являются обязательными по всей Европе. Интересен тот факт, что имея более высокую стоимость на ряд напитков и продуктов питания, граждане соседних стран, возможно, станут покупать такие продукты в Германии, от чего выиграет сама Германия.
А вот Франция уже вошла в фазу противостояний, введя дополнительное налогообложение нездоровых продуктов и напитков с января 2012 года. К примеру, компания Coca Cola недовольная таким ходом со стороны французского правительства, приостановила ряд своих инвестиций во Франции, что не помешало ей заявить о том, что компенсацией подобных налогов станет повышение стоимости напитков производимых компанией. Обсуждение в обществе и уже действующие налоги на нездоровое питание в Европе и США, что это — возможность пополнить казну или забота о гражданах? Скорее всего, и то и другое, удачное сочетание. Особняком в этой ситуации находится Россия, где не то чтобы нет инициации диалога в обществе со стороны государства по данному вопросу, в Россию, пришли и осели именно те иностранные компании, которые недовольны дополнительным налогообложением их продуктов и напитков на рынках США и Европы.
Пора бы уже руководителям профильных российских ведомств, не просто вещать о вреде тех или иных продуктов питания или напитков на различных ток-шоу и интервью, а начать проявлять конкретные законодательные инициативы, хотя бы, исходя из желания пополнить казну, не говоря уже о заботе, о здоровье своих граждан.