Инновации в любом виде бизнеса кажутся привлекательными – меньше конкурентов, более свободный нишевый сегмент. И вендинг, конечно же, не стал исключением – начинающие бизнесмены сразу обращают внимание именно на новинки, тем более что с развитием вендингового бизнеса в России новые модели автоматов возникают чуть ли не ежемесячно. И каждый производитель обещает быструю окупаемость.
Но, увы, за этими обещаниями лишь немногие бизнесмены замечают подводные камни, способные потопить любые начинания.
Нюанс № 1
Прежде всего, рассмотрим технические новинки – казалось бы, чем разнообразнее и совершеннее функционал, тем лучше автомат. Ведь им удобнее пользоваться, в нем все разработано для покупателя. Но многие подобные модели весьма ограничены в выборе мест для установки. Кроме того, усложнение функционала также не всегда идет на пользу продажам – многих покупателей лишние «навороты» могут отпугнуть, а не привлечь.
Нюанс № 2
Спорными являются и «оригинальные модели» — пиццаматы, автоматы для продажи цветов, хотдогов и т.д. Нужно очень вдумчиво просчитывать бизнес-стратегию и не «бросаться» на подобную новинку, рассчитывая на отсутствие конкурентов, но, в первую очередь, задуматься о том, что новый вид торговли может просто не найти «отклика» у покупателей.
К примеру, пиццаматы, недавно вышедшие на российски рынок, достаточно быстро его покинули. Думаем, принцип вам понятен.
Нюанс № 3
Еще опаснее приобретать автоматы малоизвестных начинающих производителей. Можно пытаться успокаивать себя и говорить, что низкая стоимость обоснована всего лишь малой известностью. Но экономия оказывается весьма сомнительной – отсутствие опыта в вендинговом производстве приводит к тому, что производитель создает ненадежные модели. Кроме того, у подобных компаний отсутствует развитая сеть сервис-центров, ограничены поставки запчастей, либо их вообще нет в России, только под заказ. Все это приводит к тому, что при любой поломке бизнесмену придется либо платить за доставку автомата в сервис-центр, либо вообще продавать технику, если не найдется запчастей для ремонта.
Отдельно следует упомянуть терминальный бизнес, поскольку его часто противопоставляют вендинговому – мол, не нужно загружать никакие ингредиенты, менять запчасти.
Поставил – и смотри, как деньги капают. Но на самом деле, это стагнирующий рынок, который консолидируется крупными игроками.
В завершении хотелось бы уточнить, что я ни в коем случае не выступаю против инноваций. Развитие – это прекрасно! Однако, если вы только собираетесь опробовать свои силы в вендинге, начните с традиционных направлений – с кофейных и снековые автоматов.
Эти автоматы универсальны для установки – вы легко сможете найти с десяток привлекательных, потенциально прибыльных точек. Подобная техника (как и бизнес) высоколиквидна. Все возможные трудности уже пройдены и испытаны, поэтому вы всегда сможете получить компетентный ответ на любые вопросы и решение любых проблем.
Кроме того, даже в том крайнем случае, если вы захотите выйти из этого направления, то легко сможете продать автоматы с минимальными потерями (а если вы приобрели б/у технику, то и вообще без потерь). Что очень важно, ведь основные вложения в вендинг — это вложения в оборудование.
Что же до венчурного вендинга, подобное оборудование сразу после приобретения теряет в стоимости до 90% цены, поэтому нужно это брать в расчет.
Взгляните, например, на этот автомат с невероятным разнообразием товаров.
Вместо такого автомата можно было бы приобрести 15 снековых, как на фото ниже…
которые приносили бы в 7 раз больше прибыли и обладали бы более высокой ликвидностью, как по отдельности , так и как весь бизнес в целом.
Вам кажется, что при подобном ассортименте у автомата больше шансов привлечь покупателей? Да, больше – но, определенно, не в 15 раз. И не нужно забывать, что если точка выбрана неудачно – во сколько обойдется «переезд» такого чуда техники… А если его сломают или приведут в негодность вандалы, то на ремонт может уйти не один месяц.
P.S. Поэтому вывод только один – если у вас возникнет желание заняться венчурным вендингом, действуйте разумно, не забывайте обращаться к профессионалам , и скорее всего они Вам расскажут то, о чем Вы даже не догадывались…. Ваш вендинговый критик Куприченков Федор.
Автор статьи: Генеральный директор группы компаний SuperVending Федор Куприченков