Настроения малого бизнеса в последние полгода улучшились: компании научились жить в новых условиях, утверждает Альфа-банк. При этом 80% предпринимателей считают, что ситуация в стране тормозит развитие бизнеса
Июньское исследование Альфа-банка.
«Пульс малого бизнеса» показывает, что малый бизнес в текущих условиях экономики научился выживать и ждет восстановления рынка. Но количество негативных оценок пока что еще преобладают над позитивными. С точки зрения предпринимателей, дно кризиса было пройдено в конце 2015 года. Об этом свидетельствует индекс настроений малого бизнеса, который сегодня опубликовал Альфа-банк.
Аналогичную картину мы можем увидеть и у индекса малых и средних предприятий, который рассчитывает «Опора России» (Индекс RSBI во 2 кв. 2016 года) Согласно представленным материалам, во втором квартале сегмент малого бизнеса лишь замедлил свое падение темпов деловой активности.
Было опрошено 2554 клиента Альфа-банка с выручкой до 350 млн руб. в год. Исследование показало текущее положение дел в экономической ситуации и прогноз на ближайшие 6 месяцев.
Из расчетов Альфа-банка, индекс настроений малого бизнеса вырос по сравнению с ноябрем 2015 года на 14 пунктов, с показателя –38 до –24, и почти вернулся на уровень годовой давности (–25). Отрицательное значение индекса говорит о том, что среди предпринимателей преобладают негативные настроения, но по сравнению с осенью прошлого года баланс улучшился. Свое текущее положение предприниматели оценивают хорошо: стало больше компаний, отметивших рост прибыли и количества клиентов и планирующих увеличение числа сотрудников.
Четвертый квартал прошлого года показал сильное падение деловой активности по сравнению с текущим периодом времени, — рассуждает президент «Опоры России» (организация представляет интересы малого бизнеса) Александр Калинин.
Оценка малым бизнесом текущей экономической ситуации как по стране в целом, так и по отраслям стала более позитивной, но пессимистов все еще гораздо больше, чем оптимистов. 81% малых предприятий считает, что экономическая ситуация в стране тормозит развитие бизнеса, и только 14% говорит, что способствует. За последние полгода у компаний упали прибыль (об этом сообщили 54% опрошенных) и выручка (50%), а выросли эти показатели только у 15 и 20% предприятий, соответственно.
Исследование зафиксировало больше компаний, планирующих увеличение оборотов и выход на новые рынки: их доля за полгода выросла с 42 до 46% опрошенных, отмечает руководитель блока массового бизнеса Альфа-банка Денис Осин. «Вместе с тем малый бизнес продолжает фокусироваться на работе с издержками и прибылью», — говорит он.
При рассмотрении различных отраслей, то самые оптимистичные настроения у IT-компаний, а также в сфере производства и бизнес-услуг, а самые низкие показатели индекса настроений — у строительных компаний и грузоперевозчиков. Негативные настроения в грузоперевозках связывают со снижением инвестиционной активности, что привело к падению числа заказов на грузоперевозки.
Импортозамещение дает первые результаты.
Согласно данным опроса, почти 1/3 клиентов перешли на отечественные аналоги или сами стали производить необходимые составляющие. 32% предпринимателей заметили негативное влияние западных санкций на свой бизнес, 54% опрошенных считает, что санкции на них не повлияли, а 6% бизнесменов отметили положительное действие санкций. От санкций пострадали предприятия розничной торговли, строительной сферы и сферы грузоперевозок. Отрицательное влияние, по мнению опрошенных, выразилось в снижении спроса (34%) и росте затрат (23%).
Исследование также показывает, что основной проблемой для бизнеса 50% опрошенных респондентов считают снижение спроса, 20% указывают на высокие налоги. 30% предпринимателей жалуются на недостаток финансовых средств для развития.