Постоянным участником международной выставки VendExpo является торгово-промышленная группа «РОСАВТОМАТТОРГ». У выставочного стенда нам удалось пообщаться с представителями компании и узнать подробности об экспонируемой продукции, планах компании, и о впечатлениях от выставки VendExpo 2017. На вопросы портала ответил директор по развитию компании «Экспресс Вендинг», входящей в торгово-промышленную группу «Росавтоматторг», Пётр Григорян.

INFOVEND. Последние несколько лет вендинг в России переживает не лучшие времена и выставка VendExpo 2017 для многих компаний, присутствующих на рынке вендинга в России, сегодня в большей степени — это возможность встреч со своими уже состоявшимися клиентами. В сложившихся экономических у нас в стране условиях достаточно сложно выйти на рост продаж нового оборудования и торговых автоматов, рынок снова в надежде и ожидании. Какие цели ставила себе Ваша компания, участвуя в VendExpo 2017?

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

РОСАВТОМАТТОРГ. Сложные времена для вендинговой индустрии связаны сразу с несколькими факторами: падение покупательского спроса из-за кризиса, нововведения в законодательстве, связанные с введением онлайн-ККТ, а также общее ожидание участников рынка, которые следят за развитием ситуации, корректируют свои планы, а иногда и ограничивают инвестиции в развитие бизнеса. Однако по сравнению с рынками ведущих стран – США, Японии и Европейского союза, российский рынок оборудования для вендинга сравнительно молодой, а насыщенность его торговыми аппаратами – мала. Именно фактор малого насыщения я считаю ключевым, своеобразным «локомотивом» роста.

Выставка, где собираются представители одной отрасли, это прекрасная возможность быть в курсе происходящего, обсуждать новинки, в чем-то корректировать свой бизнес-план, а также общаться с коллегами.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Относительно прошлогодней выставки VendExpo — представлял ли РОСАВТОМАТТОРГ на выставке какие-то новинки или Ваша компания ограничилась уже имеющейся линейкой торговых автоматов, фотоавтоматов, компактных автоматов и копиров? Быть может уже известные на рынке модели претерпели модернизацию или приобрели дополнительные опции?

РОСАВТОМАТТОРГ. Компания постоянно участвует в специализированных выставках, представляя последние новинки из своего модельного ряда. Часто это эволюционные перемены, когда внешне новый торговый аппарат похож на прежний, но внутри претерпевает существенные изменения. К примеру, установлены новые монето- и купюроприемники, улучшена телеметрическая часть, расширен перечень используемых ингредиентов и т.д. Росавтоматторг каждый день отслеживает пожелания клиентов и, обновляя свои торговые автоматы, стремится максимально все их учесть. Также мы представили новую модель копировального аппарата, которая отличается не только корпусом, но и современным программным обеспечением.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Интересно и позитивно выглядели на стенде Ваши компактные настенные и напольные торговые автоматы. Стильно и на самом деле компактно. Насколько сегодня популярен подобный формат и в каких секторах он востребован?

РОСАВТОМАТТОРГ. Этот формат находится в стадии развития, для многих наших клиентов он в новинку, а потому необходимо время, чтобы к нему привыкнуть. Однако в целом прогресс идет в сторону миниатюризации, и торговые автоматы такого формата могут быть размещены даже на очень маленьких пространствах. Спектр установки наших автоматов – это торговые центры, офисы, визовые центры, каких-то предпочтительных мест нет, они востребованы повсюду.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Здоровое питание. Пожалуй, что на этой выставке, только у стенда РОСАВТОМАТТОРГ можно было увидеть подобное позиционирование. На наш взгляд — очень удачное. Во всём мире развитого вендинга подобная тенденция обороты набирает год от года, а в России по-прежнему или не воспринимают всерьёз или стесняются двигаться в этом направлении, было приятно видеть подобные снековые ТА на стенде РОСАВТОМАТТОРГ. Да и молодая аудитория достаточно активна таким продуктом интересовалась. На Ваш взгляд, насколько подобное позиционирование ТА привлекает операторов и покупателей? Не возникает ли у операторов проблема — чем заполнить подобный снек?

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

РОСАВТОМАТТОРГ. Экологически чистое, «зелёное» здоровое питание – это тренд, который, на мой взгляд, только набирает обороты в нашей стране. Кто-то видит здесь веяние моды, однако, дело не только в ней. Клиенты бывают разные, кому-то достаточно крекера, шоколадного батончика и кофе, а есть и те, кто следит за фигурой, за тем, что он есть и в ситуации, когда поблизости нет магазина здорового питания, к примеру, а есть вендинговый автомат, который может предложить подобную продукцию – это будет отличным подспорьем. Сегмент таких потребителей постоянно растет, и мы его учитываем в своей модельной линейке. Для нашей бизнес-стратегии важно, чтобы классические снэки и здоровое питание в глазах потребителя не смешивались.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Интересный снековый… почти магазин, мы увидели на второй половине стенда. Выглядел он очень оригинально. Это модульный продукт или же подобный вендинговый мини-магазин выполнен исключительно в таком стиле и подразумевает именно такие размеры? На Ваш взгляд, в каких локациях такой вендинговый магазин смотрелся бы удачно? Торговые центры?

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

РОСАВТОМАТТОРГ. Надо понимать, что технически в вендинговом бизнесе сложно сделать что-то уж совсем эксклюзивное, многие торговые автоматы внутри имеют одни и те же комплектующие от лучших мировых производителей. Нередки ситуации, когда даже конкурирующие вендинговые операторы в России, к примеру, используют в своих автоматах одни и те же итальянские купюро- и монетоприемники. Это нормально, ведь оборудование проверено и зарекомендовало себя во всем мире. Однако запомниться покупателю, сделать так, чтобы товар он купил именно в твоем торговом автомате – необходимо, без этого не выжить в конкурентной среде. Именно поэтому мы постоянно придумываем новые форматы, новые способы украсить свое оборудование.

К примеру, своих сотрудников я прошу в поездках обращать внимание на то, как происходит индивидуализация оборудования за рубежом. Лучшие иностранные примеры мы используем для оформления своих торговых автоматов. Помимо того, что наше оборудование может быть расположено в любом месте внутри помещения, мы уделяем особое внимание возможности установить его на территории фудкорта торгового центра, чтобы предоставить клиенту максимально широкие возможности выбора.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Быть может неудачные моменты нам попадались, но у фотокабины, представленной на стенде РОСАВТОМАТТОРГ не наблюдалось ажиотажа, мягко говоря. Формат изжил себя или всё же моменты нам попадались неудачные? Потому как у представленного на стенде копира можно было наблюдать интересующихся в любой момент. Копиры по-прежнему востребованы? В этот раз на выставке мы больше нигде не видели копировальную технику.

РОСАВТОМАТТОРГ. Копировальные услуги действительно используются гораздо чаще, чем печать фотографий. При этом по популярности фотокабины на выставке нельзя судить о востребованности того или иного оборудования в целом по рынку, целевая аудитория разная. Наши фотокабины популярны и нужны там, где есть необходимость в срочном фото – визовые центры, многофункциональные центры и т.д. Наше новое программное обеспечение для фотокабин и копиров, презентация которого которого запланирована на середину 20172017 года позволяет печатать в том числе фото из социальных сетей.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Ингредиенты. Бренд «Simat» достаточно известный и очень хорошо себя зарекомендовавший вендинговый бренд, как минимум в Испании и Португалии это ведущий бренд. Почему РОСАВТОМАТТОРГ остановил свой выбор именно на этих ингредиентах, в то время, как, большинстве своём, вендинговые импортёры продолжают поставлять в Россию 1-3 бренда и не горят желанием изменять этой традиции годами? Кстати, РОСАВТОМАТТОРГ с ингредиентами Simat не принимал участие в выставочном конкурсе на лучший вендинговый напиток?

РОСАВТОМАТТОРГ. Перед тем, как выйти на рынок мы изучили огромное количество поставщиков ингредиентов. «Simat» оказался для нас приоритетным по соотношению цена, качества, условия дистрибуции. Да, мы обращали внимание на то, с кем работают наши конкуренты, однако считаем, что у российских клиентов обязательно должна быть свобода выбора, а потому еще один поставщик будет плюсом. Что касается традиционности поставок, то здесь вопрос не только в привычках, но и в том, что, к примеру, сертифицировать новые ингредиенты для российского рынка стоит определенных денег и времени, вкусы у потребителя разные и новые ингредиенты могут оказаться невостребованными, а потому, возможно, предпочтение отдается уже существующим поставщикам.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

Что касается конкурса на лучший вендинговый напиток, мы обязательно примем в нем участие, хотя считаем, что лучшим показателем все же является предпочтение потребителей и, судя по тому, что наши напитки, в основе которых ингредиенты Simat, пользуются устойчивым спросом, получают массу положительных отзывов, с задачей мы справляемся. Еще раз повторюсь – вкусы у людей разные, кому-то ближе кислинка арабики, кому-то горчинка робусты, мы стараемся подобрать соотношения на любой вкус.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. То санкции, то курс рубля. И вроде бы вендинговое сообщество в России смирилось, оптимизировалось, как государство решило внести вендинг в список обязательной установки нового формата ККТ. По Вашему мнению, этот факт, и уже можно считать свершившаяся действительность, — сильно тормозит продажи новых торговых автоматов и стоит ли ожидать в ближайшее время появление на рынке достойных официально признанных государством решений ККТ по приемлемой стоимости, которые не так сильно ударят по вендингу с 01 июля 2018 года?

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

РОСАВТОМАТТОРГ. Вы правы – курс рубля, особенно его сильные колебания, действительно сильно влияет на весь бизнес, не только вендинговый. Особенность в том, что при такой непредсказуемости сложно выстраивать бизнес-процессы, планировать деятельность на месяцы и годы вперед. И это при том, что многие ингредиенты, да и сами торговые автоматы, комплектующие к ним импортного производства, цены привязаны к валюте. В последнее время, справедливости ради, надо заметить, что курс выровнялся, таких «качелей», как раньше, мы уже не наблюдаем, это внушает в предпринимателей определенный оптимизм и уверенность.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

Однако тема последнего время – это уже не валютные колебания, а изменения, связанные с обязательным использованием онлайн-касс. И вот в этом аспекте нельзя рассматривать лишь одну сторону – стоимость самих ККТ, т.к. для бизнеса будет несколько сопутствующих трат – обучение персонала работе с новым оборудованием, заключение договора и оплата услуг оператору фискальных данных, оплата интернета, постоянный мониторинг работоспособности оборудования и т.д. По моим расчетам, для торгового автомата нововведения обойдутся в круглую сумму и часть вендинговых операторов, у кого объема бизнеса небольшой, штат маленький, нет возможности привлечь финансы для обновления, просто уйдут с рынка.

Что касается касс по приемлемой стоимости, то они обязательно появятся в условиях конкуренции и востребованности такой продукции. По крайней мере, мне хочется в это верить.

РОСАВТОМАТТОРГ на VENDEXPO 2017

INFOVEND. Общие впечатления о работе выставки VendExpo 2017. Насколько комфортным было участие РОСАВТОМАТТОРГ в выствке VendExpo в этом году? Организационные моменты выставки: что понравилось, а что вызвало вопросы или быть может недоумение? Быть может у Вашей компании, есть советы или пожелания организаторам VendExpo, с прицелом на 2018 год?

РОСАВТОМАТТОРГ. Выставка в этом году удалась. Ожидания были другие – сложная ситуация в экономике, нововведения в законодательстве, снижение потребительского спроса, однако такие мероприятия дают возможность общаться представителям отрасли, перенимать опыт, изучать новинки, делиться мнениями. К примеру, для этой цели при поддержке нашей компании был проведен в «Деловой России» Всероссийский форум по вендингу в ноябре прошлого года, а сейчас приняли участие VendExpo. Что касается пожеланий, то, на мой взгляд, можно снизить стоимость участия в выставке, чтобы свою продукцию смогло представить как можно большее количество участников, в том числе из регионов.