6 апреля 1917 года США объявили войну Германии и официально вступили в Первую мировую войну. К концу июня, американские пехотные войска начали прибывать в Европу. Без чего не могли обойтись американские солдаты в этой войне? Без кофе.
По утверждениям высоких военных чиновников той кампании: «Кофе был так же важен, как тушёнка и хлеб». Историю с кофе детально анализировали уже после той воны и пришли к мнению, что кофе восстанавливал силу и мужество солдат, поддерживал их боевой дух. На первый взгляд, история забавная, но… читайте далее…
На самом деле, американские войска ещё до Первой мировой смотрели в сторону кофе и видели в нём некий источник спасения в условиях ада войны. Во время гражданской войны, солдаты Союза получали около 36 фунтов (16 килограмм) кофе в год, об этом говорит исследование Джона Гринспана, куратора в Национальном музее Смитсоновского института американской истории.
Некоторые солдаты Союза получали специальные «кофейные» винтовки, с механической кофемолкой с ручным кривошипом, встроенным в приклад. Они заполняли выдолбленной пространство в прикладе карабина кофейными зернами, измельчали его, и таким образом всегда могли сварить себе кофе.
Во время Первой мировой войны, военный департамент США пошёл ещё дальше. Была создана специальная служба, которая отвечала за обжарку кофе и измельчение, во время боевых действий передовое предприятие этой службы расположилось во Франции, чтобы обеспечить войска свежим кофе. В те времена, кофе варили в худшем виде и в таких же условиях, как правило в тех же котелках, из которых и принималась пища.
Военные также начали колдовать над растворимым кофе, чтобы упростить весь процесс. В 1901 году японский химик по имени Сатори Като работал в Чикаго. Работал, работал … и разработал успешный способ производить растворимый кофе в виде порошкового экстракта кофе.
В этом же году на Панамериканской выставке (Pan-American Exposition) в Буффало (штат Нью-Йорк), компания Kato Coffee Co. представила первые образцы растворимого кофе. Через два года Сатори Като получил патент на «кофейный концентрат и процесс его производства.
Но, в те же годы в Америке находился и ещё один эмигрант, изобретатель англо-бельгийского происхождения, по имени Джордж Вашингтон, который первым успешно реализовал массовое производство растворимого кофе. Тёзка американскому президенту, в 1910 году основал свою компанию G. Washington Coffee Refining Co., с производственными мощностями в Бруклине, Нью-Йорк, и первоначально его продукция выпускалась под брендом «Red E Coffee».
Хотя название и намекало на удобство — растворяемость, настоящий успех к подобной продукции – растворимому кофе пришёл из-за его действительно уникальных свойств в то время. Теперь Вы можете пить кофе сколько захотите, когда захотите и где захотите!.. таким был лозунг его компании, а в 1914 году маркетинг заработал уже в полную силу, например, один из заголовков в New York Times гласил «Теперь Вы станете более здоровым человеком, ведь в растворимом кофе нет вредных кислот и масел, в отличии от зернового кофе!».
На рынке началась кофейная конкуренция. Спрос на растворимый кофе взлетел до небес и даже выше, после того как США вступили в Первую мировую войну в 1917 году. Армия раскупала практически весь растворимый кофе, всё, что на тот момент могли произвести все компании в США, тем самым создавая дефицит растворимого кофе среди гражданского населения. В октябре 1918 года, незадолго до окончания войны, дядя Сэм уже мог производить 17 тонн растворимого кофе ежедневно.
После попыток придать растворимому кофе различные формы: палочки, таблетки, капсулы и прочее, все пришли к мнению, что растворимый кофе всё же идеально пакуется в небольшие бумажные порционные конвертики по 7 грамм.
Растворимый кофе был особенно популярен на линии фронта. Солдаты добавляли его в горячую воду, попивали из оловянных кружек, и назвали его «чашка Джорджа» по имени того самого англо-бельгийца Джорджа Вашингтона.
Тем временем, военный департамент США поджидали и трудности с кофе на той войне. Немцы часто применяли химическое оружие — газ иприт, слишком частое применение которого делало невозможным заваривать кофе обычными методами.
Не менее важным было влияние кофе на моральный дух в окопах. Ощущение чего-то домашнего в сочетании с действием кофеина. Многие из солдат даже испытывали кофейные ломки, потому как на войне сложно точно подсчитать сколько кружек кофе ты уже выпил за этот день… пять или десять.
После первой мировой войны, компания Джорджа Вашингтона возобновила в полном объёме поставки растворимого кофе уже на территории США. «Был на войне! Вернулся!» под таким рекламным слоганом растворимый кофе снова начал покорять кухни простых американцев.
В то время как компания Джорджа Вашингтона продолжала продавать кофе, почивая на лаврах первопроходца, её швейцарский конкурент, Нестле, разработала более лучшую технологию для производства растворимого кофе. В 1938 году появился он. Nescafe, который вскоре стал доминировать на мировом рынке растворимого кофе, и продолжает это делать и по сей день.
В 1943 году, незадолго до своей смерти, Джордж Вашингтон продал свою компанию, а в 1961 году выпуск легендарного кофе Джорджа Вашингтон и вовсе был полностью прекращен. К тому времени уже вовсю бушевала Вторая мировая война, и американские солдаты уже совсем иначе называли свою кружку с кофе: Джо.
Одна из легенд гласит, что это новое прозвище кружка кофе получила от Джозефуса Дэниелса, секретаря военно-морского флота с 1913 по 1921 год, который запретил алкоголь на борту кораблей, что и сделало кофе монопольным напитком среди моряков.
История и правда занятная, ведь теперь можно и так выразиться: война подарила миру растворимый кофе.