Вендинг прочно вошел в жизнь современного человека, так что сейчас уже практически не найти магазин или бизнес-центр, где отсутствовали бы торговые автоматы. Тем не менее в России этот рынок находится в стадии формирования, хотя возник он еще в эпоху СССР. В чем наша страна уступает лидерам, сумеет ли сократить отставание и какие проекты смогут выстрелить в ближайшие годы, мы обсудили с генеральным партнером компании Magic Group Александром Перемятовым.
Как охарактеризуете российский вендинг-рынок?
Современный рынок вендинга напоминает черепаху, которой уже довольно много лет, и которая успела обрасти панцирем. Вендинг в России начал развиваться еще со времен Советского Союза. Вспомнить хотя бы всеми любимые автоматы с газировкой, первый автоматизированный магазин «Прогресс» и другие развлекательные аппараты. После Перестройки в страну пришли технологии, которые позволили использовать европейский и японский опыт.
В 90-х годах начала развиваться так называемая «новая волна вендинга». Она возникла с появлением снековых и кофейных аппаратов. Позже стали появляться массажные кресла, детские «качалки», гигиенический вендинг, линзоматы и кофейные автоматы, позволяющие готовить не только растворимый, но и зерновой кофе. Несмотря на стремительное развитие, вендинг в России сейчас уступает мекке вендинга Японии, Америке и Европе как по охвату населения торговыми автоматами, так и по их качеству. Интересно, что аппараты, которые в Японии отживают свой срок, привозят к нам, и тут они и сейчас более чем актуальны. Даже в Китае сейчас наблюдается абсолютный прорыв по вендингу.
Отставание значительное?
Очень. Если сравнивать, скажем, с Японией, то вообще недостижимое. У них, например третья по величине компания владеет парком в 250 тыс. автоматов, а у нас весь рынок вендинга оценивается в 150 тыс. аппаратов. Понимаете, там покупка товаров через автоматизированную торговлю уже «прописана» в культурном коде нации. В России же до сих пор это некая новация, культура только начинает приживаться. Когда мы в свое время привезли в Россию массажные кресла, на нас смотрели и крутили пальцем у виска.
Что еще хочу сказать: многие компании недооценивают вендинг с точки зрения канала продаж. Возьмем, линзы, например. Всю жизнь они продавались через оптику, через аптеки, но, скажем, аптекам невыгодно держать запас линз, потому что они дорогие, ассортиментная матрица огромна и на каждой точке ее держать, повторюсь, невыгодно. А вендинг к тому же еще и рекламирует бренд компании, продукт компании. Кроме того, он является некой «дегустационной площадкой», где можно сразу посмотреть и попробовать товар или услугу. Ярким примером является компания Johnson & Johnson, для которой линзовый проект стал самостоятельным и сильным, сейчас он активно развивается, тесня даже такую сферу, как онлайн-продажи.
Еще момент. Например, в торговом центре «Авиапарк» вендинговый бюджет сопоставим с арендным от трех магазинов. Это к тому, что платежи вендинга уже достаточно велики, а при пересчете на 1 кв. м вообще обскакивают большинство из представителей ритейла. Но до сих пор многие недооценивают доход, который можно получать. С другой стороны, зачастую отсутствие профессионального управления данным сегментом приводит к наличию на объекте «сборной солянки», не только не выполняющей социальных функций и не удовлетворяющей потребительского спроса, но и откровенно портящей саму эстетику пространства.
Как быстро этот бизнес приживается в России?
У нас, помимо ментального сопротивления, есть еще и законодательное. Существуют две причины, которые тормозят развитие вендинга в России. Первая: наше географическое расположение. Климат не позволяет в должной мере аппаратам быть представленными на улицах, а в основном «вендинг» и «улица» — это неразрывная связка. Вообще суть автоматизированной торговли — находиться возле так называемых «муравьиных троп». Они обычно есть на улицах с оживленным пешеходным движением, где люди могут на бегу купить что-то, никого не отвлекая. В России погодные условия зимы, осени и начала весны не позволяют ставить большое количество вендинговых аппаратов.
Вторая проблема — законодательство. В России нет как такового лоббирования интересов вендинга, не делаются шаги навстречу этой культуре. Вдобавок еще и барьеры ставятся. Например, новый закон о торговле, который для вендинга представляет огромную катастрофу. Весь рынок надеется на некий мораторий, что позволит отсрочить нововведения до 2021 года. К этому моменту, я надеюсь, уже пропадет в нём необходимость в связи с развитием электронной коммерции и бесконтактных платежей.
Я правильно понимаю, что речь идет, в том числе и о ККМ?
Абсолютно верно. Для вендинга современная редакция закона подразумевает иметь на каждом автомате кассу. Так еще и принтер, печатающий чеки, установить надо! Это же убивает вендинг! Представьте сеть из 20 аппаратов — это даже не малый бизнес, а микробизнес — и владелец должен вложить 50% от стоимости своего оборудования в те изменения, которые не ведут к развитию бизнеса, а откатывают его. Поэтому все участники вендингового бизнеса рассчитывают на другой исход.
Есть мнение, что одним из факторов, которые тормозят развитие вендинга в России, являются высокие арендные ставки…
Да, верно. На сегодняшний момент, к сожалению, у лиц, принимающих решения по арендной плате, складывается впечатление, что вендинг однороден, что он един. А он дифференцирован, притом весьма сильно. Есть, например, терминалы по оплате сотовой связи, за которые в свое время могли платить по 50 тыс. рублей аренды, а есть, допустим, массажные кресла или автоматы по продаже жевательной резинки, для которых и 5 тыс. рублей — уже предельное значение. Но зачастую арендодатели «рвачи» этого не понимают или не хотят понимать.
Какие площадки, кроме традиционных (улицы, ТЦ, БЦ), привлекательны для вендинга?
Любые места, где есть большая проходимость либо возникает момент ожидания. Мы рассчитываем, что установка кофейного аппарата, а рядом с ним снекового имеет право на жизнь в случае, если на этой территории находятся около 200 человек. Тогда опыт предпринимателя, скорее всего, будет успешен. Также надо смотреть на сопутствующие факторы: наличие рядом кофейни, магазинов и прочего. Бывает, что в большом бизнес-центре, где работают пять тысяч человек, нет ни одного нормального заведения, кроме столовой. Естественно, там вендинг будет себя оправдывать. А если на эти пять тысяч человек приходится до 20 кафе, то о каком тогда вендинге может идти речь? Но вендинг вендингу рознь. И там, где нельзя поставить продуктовый аппарат, можно установить непродуктовый: автоматы с линзами, с аксессуарами для телефонов, цветомат или аппарат, торгующий колготками.
А метро — привлекательная локация?
Вы знаете, нет. Большая проблема — это вандализм. А еще грязь и сложности оперирования. Метро — сильно зарегулированный объект: согласовать подводку электричества или перемещение торгового автомата практически невозможно. А вендинговые аппараты довольно часто приходится двигать. К примеру, тот же кофейный аппарат в комнате ожидания на автомойке можно переставлять несколько раз, чтобы найти оптимальное место для его работы.
Уровень конкуренции на рынке?
В вендинге нет сегмента, в котором отсутствует конкуренция. Понятно, что, например, в кофейном вендинге она максимальная, а в продаже кислородных коктейлей минимальна.
Новым игрокам сейчас стоит предпринимать попытки выхода на рынок?
Да! Сейчас такой момент, что им легче попасть на рынок, потому что новый игрок способен отказаться от стандартной бизнес-модели, привычного оборудования и сразу переключиться на прогрессивные форматы.
А каков минимальный порог вхождения?
Если брать бывшие в употреблении автоматы, то для создания микропредприятия из 20 автоматов потребуется 2 млн − 3 млн рублей.
Окупаемость?
В России около двух-трех лет — это нормальный срок, при котором вендинг «живет». Если мы говорим о Европе, то там он гораздо больше. До кризиса эти показатели были чуть меньше: средний срок окупаемости был примерно полтора года.
Сезонность — это понятие присутствует в вендинге?
В отношении уличного вендинга — несомненно. Погода в России подразумевает летнюю торговлю. В других типах вендинга выраженной сезонности как таковой нет. Хотя вендинговыми массажными креслами, что интересно, летом пользуются чаще, как и кофе, к тому же примеру, больше пьют зимой.
Насколько развит вендинговый бизнес в регионах? Есть ли отличия (и заметные ли они) региональных рынков от столичных?
Хороший вопрос. Действительно, это огромная проблема: вендинг в Москве и Санкт-Петербурге — это одна история, в остальных городах — совершенно другая. Например, Уфа — миллионник, достаточно хорошо развит. Есть ТЦ «Мега» (один из лучших ТЦ в городе), зовет нас: «Сделайте, пожалуйста, нам проект». Начинаем узнавать, какой вендинг представлен в городе, какие операторы есть и так далее. Находим оператора с линзами, говорим ему: «Хочешь в «Мегу»?» А он спрашивает: «Это где?» На этом все, идея умирает. Вендинг в регионах находится в зачаточном состоянии, рынок только формируется.
Но разве эта ниша не становится привлекательнее для бизнеса как раз в силу своей незанятости?
Есть ошибочное представление, что вендинг — это легко. В этом бизнесе огромный процент неудачных стартапов, и зачастую вендинг «убивается» именно таким «стартаперским» подходом. Обычно думают: «Сделал бизнес-план, купил автомат, поставил его, договорился по арендной плате, и все — аппарат работает и приносит много денег». А это не так. Например, банально человек не может решить вопрос по аренде: нашел место, договорился поставить там аппарат за 10 тыс. рублей аренды в месяц. А там можно только платить 3 тыс. рублей! Конечно, в этот момент должны проявится все профессиональные качества как переговорщика, так и аналитика. Или человек не понимает, что аппарат надо передвинуть с одного входа на другой, потому что там, где он стоит сейчас, люди не курят, а значит, кофе пить не будут. Ведь обычно любители сигарет покупают кофе, чтобы покурить на улице и тут же попить кофе. Или массажные кресла в комнате ожидания: поставил в одном углу — маленькая прибыль. А почему? Потому что над ним находится телевизор, то есть у человека, который сидит в кресле, складывается ощущение, что все именно на него смотрят, хотя люди просто смотрят телевизор. Иногда можно аппарат в комнате передвигать три−четыре раза, пока он не начнет нужным образом работать и приносить прибыль.
Еще: есть много экономических законов, один из них — в вендинге работает только сеть, притом, начиная от 20 автоматов. Второй момент: постоянно приходится сталкиваться с узкоспециализированными проблемами: ремонт и настройка автоматов, снятие наличности, переговоры по перемещению автоматов. Ведь если торговый центр нашел арендатора на кусочек площади, то, естественно, у арендодателя возникает желание подвинуть торговый автомат, а найти правильное место, где он будет приносить максимальную прибыль — непростое дело.
Другой момент: производство определенных аппаратов может быть уделом конкретных стран. Например, автоматы по продаже свежевыжатого сока какое-то время назад производились всего в двух странах: Испании и Италии. Но в связи со скачком курса валют аппарат, который и так стоил около 500 тыс. рублей, подорожал вдвое, что привело к невозможности продолжать такой бизнес. Он и до этого был тяжелым, а стал попросту неподъемным.
А импортозамещение в этом случае не сработало?
Импортозамещение, увы, не спасло и не помогло. Те производства, что есть в России, не являются конкурентноспособными. Даже устаревшие японские аппараты, которые там уже свое отслужили, все равно лучше и надежнее, чем большинство отечественных разработок. Хотя определенные шаги в этом направлении делаются.
Эксперты предрекают, что к 2020 году рынок вендинга вернется к докризисным показателям…
Я оптимист по жизни. Если у нас будет решен вопрос по закону о торговле, то предрекаю всплеск вендинга еще до 2020 года. Притом это будут не докризисные показатели — мы их перепрыгнем. И будет дан толчок на многие годы вперед.
А во время кризиса проседание рынка было ощутимое?
По количеству автоматов он увеличился, просто в кризис темпы роста сильно замедлились. А если брать качественные показатели, то, конечно, рынок просел, поскольку ушло большое количество западных товаров, а замена на отечественные аналоги не принесла свои плоды.
Какие вендинговые аппараты популярны сейчас?
Сейчас в мире можно через вендинг купить практически что угодно, даже автомобиль. В Дубае через автоматы продают даже золотые слитки. В России очень активно наши партнеры разрабатывают вендинг по прокату самокатов. Есть блиндозеры, которые выпекают блины. Есть автоматы, которые торгуют носками. Новая форма вендинга — почтоматы. В мире много примеров экзотического вендинга, начиная от ювелирных украшений и заканчивая крабами. В том числе мы сделали проект по торговле через вендинг черной и красной икрой. Следует отметить, проект оказался успешным. А так у нас много идей: от автоматов по продаже нефти до автоматов, которые будут создавать украшения.
Какие проекты могут «выстрелить»?
В России до сих пор нет серьезного игрока в сегменте так называемого «женского вендинга»: колготки, женская гигиена и прочее — ниша ждет. Огромный потенциал по-прежнему заложен в оптическом вендинге — очки, линзы, оправы. Такой же ресурс заложен в продаже парафармацевтических товаров. Отличная ниша — мороженое: работают всего несколько компаний и не очень серьезно, охватывая, на мой взгляд, всего 1−2% от потенциального рынка.
Тогда почему они пустуют, ведь идея лежит на поверхности — бери да пользуйся…
Даже классическая ниша (кофе и снеки) до сих пор не заполнена. Проще работать в ней, чем развивать новое направление. Тем более, чтобы успешно начать работу в новой сфере, должно пройти время, должна сформироваться культура потребления данного продукта через вендинг. Предприниматель обязан понимать, что придется ждать, терпеть убытки, инвестировать в этот бизнес, а таких игроков пока и нет.
Увеличивался ли спрос на вендинг в период проведения Кубка Федераций? Спрашиваю, потому что вскоре в России пройдет чемпионат мира.
Нет. Это не тот бизнес (если мы не берем сувенирный вендинг в расчет), который реагирует на такие события. Наш личный опыт участия в сочинской Олимпиаде показал, что, кроме доходной части в рамках пиара компании, трудно ожидать какой-то коммерческой эффективности.
Мы привыкли обычно говорить про ведущие страны и забываем про остальные. А есть ли государства, где вендинг начинает стремительно набирать обороты?
Нет. Если говорить про наших соседей, например, то в Белоруссии крайне тяжело идет развитие вендинга из-за больших законодательных требований к данному бизнесу. С Украиной чуть проще: там более мягкий климат, что позволяло в свое время развиваться уличному вендингу, пока аппараты часто не стали использовать для строительства баррикад. В Казахстане вендинг хоть и отстает от России, но тоже «просыпается». Вообще в каждой стране (особенно в той, где есть богатые культурные традиции) есть свои особенности. В Армении, например, вендинговые массажные кресла так и не стали популярной услугой. Мужское население, да, охотно их использовало, а вот женщинам там неприлично сидеть и публично делать массаж, пусть даже автоматизированный.
Перспективы VR в вендинге?
Практически любую услугу и любой товар можно реализовывать через вендинг. VR — это некоторая зависимость от определенных технологичных устройств, которые разрабатывают лидеры отрасли: Samsung, Google, Sony. Но сам рынок, скажем так, родового, материнского бизнеса не сформирован должным образом, поэтому пока, мне кажется, идея с применением виртуальной реальности в вендинге не очень интересна.
Ваш прогноз: в каком направлении будет развиваться вендинг в России?
Повторюсь, я оптимист, потому считаю, что в ближайшие пять лет рынок вендинга вырастет минимум в несколько раз и поэтому не устану призывать крупных инвесторов обратить свой взор в эту сторону.