Продажи смартфонов, поддерживающих бесконтактные платежи по технологии NFC (Near field communication — ближняя бесконтактная связь), в 2017 г. по сравнению с 2016 г. выросли в России на 60%. Это следует из материалов «Связного». За прошлый год в России было продано около 8,3 млн таких аппаратов.
Схожие данные приводит розничная сеть «М.видео». О росте продаж NFC-смартфонов как минимум на 60% говорит также ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Всего в России в 2017 г. было продано 28 млн смартфонов, посчитали в «М. Видео».
По данным «Связного», в предыдущие годы продажи NFC-устройств росли гораздо медленнее, чем в нынешнем. В 2016 г. рост в штуках по сравнению с 2015 г. составил 10%, в 2015 г. всего 4%. Растут не только продажи смартфонов с NFC, но и их доля на рынке. В 2015 г. в штучных продажах смартфонов она составляла 18,5%, в 2016 г. 19%, а по итогам 2017 г. выросла до 29%.
И Муртазин, и представители ритейлеров, связывают рост интереса к NFC с запуском в России платежных систем Samsung Pay, Apple Pay и Google (Android) Pay. Рост продаж NFC-аппаратов связан, естественно, с возрастающей популярностью бесконтактной оплаты, уверена, в частности, представительница «Евросети» Александра Перцева.
Продажи NFC-смартфонов росли, поскольку производители по умолчанию устанавливали в новые модели NFC-модули (например, ими в Европе можно было платить в торговых автоматах, на транспорте), говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. А в России, по его мнению, прежде функция NFC-платежа шла, что называется, в нагрузку к другим, более полезным функциям.
Системы Samsung и Apple заработали в России осенью 2016 г., Android Pay появился в мае 2017 г. Количество их пользователей ни производители смартфонов, ни поисковик не сообщают. Аудитория Samsung Pay и спрос на поддерживающие сервис устройства в России растет, утверждает представитель производителя. По его словам, ежемесячно аудитория плательщиков увеличивается на 10%. Из них 60% делают покупки каждый день.
В 2017 г. на руках у пользователей в России было около 18 млн смартфонов с NFC, которые можно привязать к одной из мобильных платежных систем, посчитал Муртазин. Годом ранее их было чуть менее 10 млн.
По расчетам «М.видео», в прошлом году по сравнению с предыдущим оборот платежей с мобильных устройств в России утроился. Сумму платежей представительница «М.видео» Валерия Андреева не называет.
В октябре 2017 г., т. е. через год после выхода Apple Pay на российский рынок, Россия стала первой в Европе страной по количеству банков, подключенных к Apple Pay. Это следовало из материалов, опубликованных тогда производителем. К Apple Pay можно было привязать карты 39 российских банков, а также платежной системы «Яндекс.Деньги», карту «Кукуруза» «Евросети», платежную карту «Билайн».
Производители встраивают в аппараты платежные модули уже по меньшей мере лет 10, но до конца 2016 г. функция была практически бесполезна в России, говорит Муртазин. А теперь покупателей интересует, есть в смартфоне NFC или нет. И производители реагируют на запрос, снижая цены. Год назад самые дешевые аппараты с NFC стоили около 15 000 руб., сейчас нижняя граница около 9000 руб., знает Муртазин.
В прошлом году, реагируя на спрос со стороны российских покупателей, NFC начали инсталлировать в свои телефоны крупные китайские производители, рассказывает Андреева.
Становится все больше мест, где можно платить с помощью смартфона: от небольших продуктовых магазинов до крупных сетей, говорит Перцева. Во многих странах есть ограничения по сумме бесконтактных платежей, в России их нет, поэтому популярность этой опции, как и телефонов с NFC, стремительно растет, объясняет она. Коммерческий директор «Связного» Дагмара Иванова также говорит об удобстве и безопасности использования смартфона в качестве платежного средства.