Монополист российского рынка лотерей «Столото» будет продавать лотерейные билеты через вендинговые торговые автоматы, которые планирует распространять по франшизе. Компания оценивает будущий размер сети в 3 тыс. точек по всей стране. В Европе такие аппараты уже распространены, но франшиза будет конкурировать с предложениями в других нишах, даже с аппаратами контактных линз, считают эксперты.

Распространитель лотерей «Столото» запустил франшизу — соответствующее объявление “Ъ” обнаружил в каталоге Franshiza.ru. Там указано, что компания предлагает франчайзи организовать распространение всех видов государственных лотерей через автоматизированные лотерейные аппараты «Столото». В компании подтвердили, что запустили франшизу впервые, она будет распространяться только на агентскую сеть вендинга.

Лотерейные аппараты продают билеты и могут выдавать выигрыши, также там доступны так называемые моментальные лотереи с выигрышем до 1 тыс. руб., уточнили в компании. В рамках пилота 40 франчайзи уже запустили 120 аппаратов в разных городах, оборудование поставляет вендинговая компания «Сенсис», на ее сайте стоимость аппаратов составляет 8 400-9 500 долларов США. Общая потребность рынка в таком оборудовании составляет до 3 тыс. единиц, оценивают в «Столото».

Как сообщал “Ъ” 8 апреля, из-за пандемии продажи «Столото» в марте упали на 10% из-за закрытия торговых центров. В «Столото» рассчитывают, что вендинг станет дополнительным каналом продаж.

Сейчас лотереи компании распространяются собственной и партнерской розничными сетями, всего около 100 тыс. точек продаж, включая отделения «Почты России», магазины X5 Retail Group, автозаправки и др.

Подобные лотерейные киоски для продажи билетов есть во многих европейских странах, они упрощают расчеты и привлекают к лотереям дополнительное внимание, говорит президент ГК Uvenco (управляет крупнейшей в стране вендинговой сетью) Борис Белоцерковский. Предложение «Столото» находится в самой популярной ценовой нише — около 600 тыс. руб., но соперничает с другими видами вендинга, указывает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская: «При покупке таких аппаратов редко смотрят какую-то определенную нишу. Таким образом, лотерея может конкурировать как с аппаратом жвачек, так и контактных линз». В таком формате франчайзи может снизить издержки за счет отсутствия продавца и маленькой площади, отсутствия сроков годности товара, необходимости хранения складских запасов и проведения рекламных кампаний, добавляет она.

Юридическая возможность использовать такие терминалы появилась еще десять лет назад, но реализована только сейчас, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Возможно, выводу аппаратов мешала обязательная идентификация участников лотереи при выигрыше менее 15 тыс. руб. — с февраля она отменена, рассуждает юрист.

Такой канал продаж интересен с точки зрения стратегии, потому что потребитель все больше начинает ценить, когда можно делать что-то в автоматическом режиме, без взаимодействия с продавцом, отмечает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Кроме того, аппараты обеспечивают большую долю импульсного трафика, что в целом созвучно лотерейному бизнесу», — отмечает он.

Источник: Коммерсантъ