Согласно последнему докладу, представленному вендинговой ассоциацией США NAMA, микромаркеты стали бизнес-моделью, которую пандемия затронула меньше всего остального вендинга. У микромаркетов наименьшие потери в процентном соотношении с остальным вендингом и OCS. Пандемия затронула все отрасли и в США тоже, конечно же. Все секторы пострадали от суровой пандемии, и что касается вендинга, то он пострадал наиболее ощутимо: ограничения, комендантский час, постоянные закрытия, падение потребления вне дома… Однако, очевидно, что не все бизнес-модели пострадали одинаково.
И именно благодаря пандемии, вендинг стал более узнаваем и обычен для общества, развеяв миф о низком качестве торговых автоматов, добавив плюсов в гибкости и постоянстве, которые предлагает этот тип бизнеса. Многие потребители в США повернулись к вендингу лицом и нашли в нём союзника и отличное решение для покупок.
Невозможно отрицать, что вендинг понес большие убытки и замедлил рост. Особенно в сфере общественного вендинга, которая больше всего пострадала от снижения оборота более чем на 40% по всему миру. Подтверждая эти данные, согласно NAMA, выручка индустрии вендинга достигла 16 миллиардов долларов США в 2020 году. Это снижение почти на 11 миллиардов по сравнению с предыдущим годом. Что касается услуг повседневного спроса, то в прошлом году на вендинг приходилось 1,8% от общего объёма услуг общественного питания. Об этом заявил Эрик Делл, исполнительный вице-президент Национальной ассоциации автоматического мерчандайзинга во время выставки в США.
Что касается вендинга, крупнейшего сегмента услуг, то в 2020 году он снизился на 32,5%, в то время как OCS и HoReCa также показали отрицательные результаты с падением на 79% и 82,5% соответственно с 2019 по 2020 год.
Поворотный момент ознаменован микромаркетами, которые предлагают пользователям открытые полки с продуктами всех видов и с автоматизированной бесконтактной оплатой. Эта быстро развивающаяся модель понесла меньше всего потерь. Предполагается, что формат микромаркетов будет восстанавливаться быстрее, чем остальные сегменты вендинговой отрасли, даже достигнув уровня продаж до пандемии уже в конце этого года и согласно отчету, будет опережать остальные сегменты вендинга вплоть до 2025 года.
С тех пор, как Североамериканская вендинговая ассоциация начала отслеживать свою эволюцию в 2016 году, количество микромаркетов постоянно росло вместе с торговыми автоматами. И дело в том, что многие операторы нашли в этой бизнес-модели возможность сократить капитальные затраты и другие затраты на рабочую силу, заменив услугу парками торговых автоматов посредством микромаркета.
В цифрах количество микромаркетов выросло с 19 671 в 2016 году до 43 500 в прошлом году. Таким образом, микромаркеты выросли на 39% с 2018 по 2020 год, а количество торговых автоматов упало на 21%, как объяснил Эрик Делл. Соответственно, количество местоположений этой бизнес-модели увеличилось: с 18 500 в первый год регистрации до 34 000 в 2020 году. Цифры, которые контрастируют с показателями классической вендинга (с 1,6 миллиона до 1,1 миллиона).
И несмотря на то, что микромаркеты по-прежнему составляют скромный процент от всей индустрии вендинга в США (5%), их годовая выручка составляет почти полтора миллиарда долларов США и близка к объёмам продаж в OCS. Для OCS, традиционных вендинговых и ресторанных услуг, напротив, восстановление до уровня, предшествующего пандемии, приходится на 2024 год. В США больший контраст оценок на 2020 и 2021 годы: с одной стороны, 21% операторов считают, что оборот может быть близок к 2019 году; с другой стороны, 36% подтвердили убыток от 41% до 99%.
Вот такая сейчас ситуация с вендингом в США. Правда, многим вендинговым компаниям в США повезло… они уже второй раз получают безвозвратную «антипандемийную» субсидию от государства, как и весь ресторанный бизнес.