Итальянский производитель торговых автоматов FAS International заменил R134a на CO2 (R744) во всем своем портфеле торговых автоматов, полностью завершив этот переход в ноябре. По словам Марко Барона, директора по развитию бизнеса FAS, компания FAS тестировала технологию CO2 с 2012 года и начала ограниченное производство агрегатов с компрессорами R744 от японского производителя Panasonic для клиентов, специально запрашивающих эту экологически чистую технологию ещё в 2018 году.
По словам Барона, в настоящее время FAS — единственный производитель, предлагающий это решение в Европе. «Насколько нам известно, на данный момент мы являемся единственным европейским производителем, который предлагает CO2 в качестве выбора для всего ассортимента продукции, но до нас доходят слухи, что, возможно, еще пара производителей думает о таком же подходе.
Примечательно, что в большинстве торговых автоматов, использующих природный хладагент, в том числе во многих, установленных гигантами производства напитков PepsiCo и Coca-Cola, в качестве хладагента используется пропан (R290), а не CO2. FAS специализируется на спиральных и барабанных торговых автоматах с минимальной температурой 2° C для скоропортящихся пищевых продуктов.
«Конечно, внутри торгового автомата могут быть объемы при разной температуре, поэтому напитки и/или нескоропортящиеся продукты можно продавать одновременно», — пояснил Барон. Торговые автоматы покупают «профессиональные операторы», которые следят за аппаратами и пополняют запасы на месте.
FAS производит около 15 000 торговых автоматов ежегодно. По словам Барона, компания представлена более чем на 50 рынках по всему миру и планирует дальнейшее расширение, добавив, что продажи идут хорошо и растут даже во время пандемии.
Однако переход на технологию CO2 не обошелся без проблем. Постановление Европейского Союза 517/2014 было «очень сложной задачей, потому что все игроки должны изменить свои собственные «исторические» технологии и знания», — отметил Барон.
По словам Давида Рипани, старшего менеджера по работе с ключевыми клиентами, Panasonic начала продвигать свои компрессоры CO2 для индустрии торговых автоматов ещё в 2015 году. В настоящее время FAS является ее единственным клиентом в этой отрасли, но у Panasonic есть еще один потенциальный клиент, с которым компания работает над некоторыми проектами. Правда… Panasonic Industry Italia пока не готова раскрывать, кто является их заказчиком.
CO2 против R290
Другие производители торговых автоматов в последние несколько лет также отказались от фторсодержащих газов и вместо этого перешли на углеводороды. В 2017 году компания SandenVendo America, базирующаяся в Далласе, штат Техас, представила на рынке США серию торговых автоматов, использующих R290.
В 2018 году менеджер по маркетингу итальянской OEM-компании Epta Давиде Барджеро сообщил, что 90% торгового ассортимента его компании используют углеводороды, причем R290 является основным выбором, хотя в некоторых моделях используется изобутан (R600a).
FAS также рассматривала возможность использования углеводородов в своей продукции, но после тщательной оценки отказалась от этого.
«Мы решили использовать CO2, потому что он полностью природный, безопасен и технологичен», — сказал Барон.
Говоря о преимуществах использования CO2 в качестве хладагента в торговых автоматах, а не углеводородов, таких как R290, Рипани подчеркнул тот факт, что CO2 негорючий и невзрывоопасный, а это означает, что клиенты в аэропортах, больницах и подобных местах могут «предпочесть» этот вариант.
Кроме того, CO2 дает возможность дооснащения. «Нет необходимости изменять конструкцию торгового автомата или заменять какие-либо другие компоненты вне холодильного контура», — пояснил Рипани. «R290 требует некоторых ATEX или специальных компонентов, например двигателей для автоматизации».
Эти преимущества означают, что стоимость полной установки CO2 не «намного выше», — отметил Рипани.
На вопрос, начнут ли торговые автоматы с CO2 отнимать долю рынка у R290, Барон сказал: «Настоящая рыночная ориентация сделана на более высоком уровне, и кажется, что на данный момент у R744 еще не так много друзей».
«Мы достигли своей цели, потому что боролись за нее, но мы не знаем, сколько других компаний сделали бы то же самое», — добавил он. «Иногда кажется, что выбор делается не потому, что он хороший, а потому, что он легкий».