Такое можно увидеть только в Сан-Франциско, городе пионере в инновациях. В Марина Грин раскатывает вендинговый робот с улыбающимся лицом. «2 печенья за 7 долларов», — гласит текст сбоку. И это не просто печенье: это действительно модное печенье из той новой пекарни, о которой говорит весь город. Ужасная цена, но вкусное печенье. И как же всё устроено с этими роботами и печеньками?
Эти мобильные вендинговые роботы также были замечены в продаже печенья и других угощений в парке Долорес, парке Золотые Ворота и Эмбаркадеро. Компания, стоящая за улыбчивыми роботами, называется Tortoise, компания по производству и доставке роботов из Маунтин-Вью, которая недавно перешла к «мобильным умным магазинам» или «первым в мире роботизированным магазинам на колесах с дистанционным управлением».
«У нас был дистанционно управляемый робот для доставки продуктов, и мы использовали его на множестве разных рынков», — сказал соучредитель Tortoise Дмитрий Шевеленко. «Мы видели, как одно и то же происходило снова и снова: всякий раз, когда робот был припаркован, люди подходили к нему, разговаривали с роботом и взаимодействовали с ним».
Дмитрий сказал, что, когда компания спрашивала людей, чего они ожидают от робота, люди думали, что могут что-то у него купить.
«Как это часто бывает, ваши клиенты намного мудрее вас», — сказал Шевеленко. «Мы как бы приняли это понимание близко к сердцу».
Потребовалась всего одна модификация, чтобы превратить роботов-доставщиков продуктов в миниатюрные мобильные магазины: установить кардридер Tap-to-Pay в верхней части крышки контейнера. Люди, которые хотят что-то купить, просто касаются своей картой, крышка открывается, и они берут коробку с печеньем. Все это время пульт дистанционного управления робота, который может находиться на другом конце света, наблюдает за транзакцией и воспроизводит звуковые сообщения, направляя потребителя.
Для тех, кто задается вопросом, что мешает людям грабить роботов, тот факт, что для разблокировки контейнера требуется информация о вашей кредитной карте, отпугивает большинство людей от того, чтобы брать больше, чем они реально купили. Кроме того, у робота есть камера на видном месте (не очень тонкое напоминание о том, что мы буквально всегда находимся под наблюдением).
«Мы провели сотни транзакций, и ни один человек не взял больше одной коробки», — сказал Шевеленко.
В то время как Tortoise базируется в районе залива, его продукция продаётся по всему миру: роботы скоро также появятся в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Лондоне, Денвере, Далласе, Сан-Диего, Санта-Круз, Южной Каролине и Миссури, продавая все подряд. от наушников до трюфелей.
Bake Sum, пекарня в Окленде, продающая выпечку в азиатско-американском стиле, была одним из первых клиентов Tortoise. Владелица Джойс Танг, подруга Шевеленко, они вместе работали в Facebook, поэтому она была рада попробовать Tortoise за вознаграждение в размере 10% от валовой выручки.
«Выпечка не нуждается в охлаждении или нагреве для транспортировки, и это значительно упрощает логистику, необходимую в мобильном умном магазине», — сказал Танг. «Так что это было своего рода лёгким занятием».
За последние несколько недель компания Bake Sum отправила своего робота в парки Сан-Франциско продавать печенье. По словам Тан, каждый раз, когда пекарня использовала его, распродавалось всё.
«На самом деле для нас это отличный способ немного расширить рынок и получить немного больше информации в областях, до которых мы обычно не добираемся», — объяснила Тан. «Поэтому я думаю, что это весело, и это делает нашу выпечку намного удобнее, учитывая, что мы открыты не так много часов в день, и вам приходится потратить на дорогу в Окленд большую часть времени».
Тан также пыталась разместить робота перед самой пекарней Bake Sum после его обычного рабочего дня, чтобы продавать коробки с кондитерскими изделиями. Поскольку часы работы пекарни довольно ограничены: она открыта только с пятницы по понедельник до 13:00, и это позволяет им находить больше клиентов в нерабочее время.
«Я думаю, что, хотя бизнес-среда все еще в пандемийном кризисе здесь в США, Tortoise определенно дает нам гораздо больше гибкости, чтобы иметь возможность использовать другой канал продаж без сумасшедших накладных расходов», — сказала Тан.
Это, конечно, не первые роботы, появившиеся на предприятиях Bay Area. За последние несколько лет люди уже видели вендинговых роботов в различных сферах и прежде всего в доставке еды. По мере того, как вендинговые роботы все больше и больше проникают в повседневную жизнь, особенно во время пандемии, страх перед тем, что они отнимают рабочие места у людей, становится в США все более ощутимым.
Kiwibot, стартап по доставке еды роботами из Беркли, ответил на эти опасения в интервью SFGATE ещё в 2020 году, заявив, что на самом деле они создают рабочие места: его боты, как и Tortoise, не автономны, поэтому для навигации по ним должен быть нанят настоящий человек. Но эти компании, как правило, ждя такого нанимают более дешёвую рабочую силу из других стран удалённо. Kiwibot нанимает удаленных работников в Колумбии, а Tortoise базируется в Мехико.
Сан-Франциско не очень-то дружелюбно относится к роботам-доставщикам. В 2017 году город строго ограничил количество вендинговых роботов-доставщиков, разрешенных в городе, и запретил их использование на большинстве тротуаров.
Отчасти поэтому Tortoise перешла от роботов-доставщиков к «мобильным умным магазинам»: бизнесу не нужно разрешение, чтобы припарковать робота перед собственной частной собственностью. Что касается продажи в парках, это не совсем законно. Но Шевеленко говорит, что этот элемент не является их бизнес-моделью — основное внимание уделяется размещению вендинговых роботов перед кафе и магазинами в нерабочие часы, а размещение роботов в парках было на вроде тестирования.
«Очевидно, что мы хотим знать, что в некоторых из этих случаев вам понадобится разрешение на мобильную торговлю. Мы не хотим конфликтовать с государственными чиновниками», — сказал Шевеленко. «Поэтому я думаю, что это вопрос к торговцам, которые используют наших роботов в районе залива. Где бы они ни получили разрешения, там они и разместят своих роботов».
Тан говорит, что ей бы очень хотелось, чтобы её робот, продающий печенье, которого она назвала Леонардо, чаще появлялся в парках Сан-Франциско или где-либо еще. Она даже подумывает о том, чтобы создать для Леонардо аккаунт в Instagram, чтобы люди знали, где его найти. По её словам, использование вендинговых роботов всегда интересовало её.
«Я всегда думал об этом, но с учетом того, как сейчас работает малый бизнес, у меня никогда не будет достаточно времени, ресурсов или энергии, чтобы посвятить себя такой автоматизации рабочего процесса», — сказала Тан. «Так что это своего рода идеальное партнерство, когда Дмитрий может сосредоточиться на том, в чём он хорош, а я сосредотачиваюсь на приготовлении самой выпечки. И это позволяет нам вместе достучаться до большего количества людей, чем мы не смогли бы сделать в одиночку».
Источник SFGATE