Этот торговый автомат очень похож на любой другой. Но когда вы используете его для покупки напитка, ваш напиток поставляется в многоразовой бутылке, а когда вы закончите, он забирает бутылку обратно, дезинфицирует ее и снова наполняет для кого-то еще.

«Мы думаем о себе, как об объединении завода по розливу, посудомоечной машине и фонтанчике газированной воды», — говорит Мануэла Зонинсейн, основатель и генеральный директор Kadeya, чикагского стартапа, разработавшего этот торговый автомат. «И это было сделано впервые».

Зонинсейн задумалась о проблеме одноразовой упаковки после нескольких лет работы в Китае. «Я видела, как эта страна с 2007 по 2015 год перешла от повторного использования к одноразовому», — говорит она. «И все, что происходит в Китае, происходит в огромных масштабах затем во всём мире. Я очень быстро понял, что одноразовое использование совершенно неустойчиво».

Позже, работая в офисе в Нью-Йорке, где раздавали бутилированную воду, она убедила своего работодателя установить заправочные станции и запастись многоразовыми бутылками. Но многие из ее коллег не пошли на это, и она начала придумывать другой вариант.

Первая версия торгового автомата Kadeya подавала воду в стеклянных бутылках, хотя вскоре компания начала предлагать и другие напитки (она также перейдет на бутылки из нержавеющей стали, которые, по ее словам, могут храниться бесконечно долго). Вода выходит из торгового автомата с одной стороны, когда кто-то сканирует QR-код, а пустая бутылка возвращается с другой. Внутри специальная посудомоечная машина моет и дезинфицирует бутылку.

«Мы превосходим лучшие промышленные посудомоечные машины на рынке, потому что мы разработали ее для мытья нашей бутылки — одной формы — снова и снова», — говорит Зонинсейн. «Таким образом, мы можем иметь идеально точную промывку».

В настоящее время этот торговый автомат находится в своей первой экспериментальной локации — обширной строительной площадке в Индианаполисе. Строительная компания должна поставлять воду рабочим в соответствии с правилами Управления по охране труда и здоровья, но характер работы может затруднить постоянное ношение многоразовой бутылки. Прежде чем установить торговый автомат, строительная компания столкнулась со сложной логистикой, чтобы каждый день иметь под рукой достаточное количество бутилированной воды для более чем 100 человек.

С тех пор, как прошлой осенью стартовал пилотный проект, бутылки постоянно возвращали, хотя стартап не требует залога и не взимает штраф, если бутылка не возвращается. QR-код позволяет им видеть, как быстро возвращаются бутылки. Поскольку компания должна снабжать рабочих водой, машины можно использовать бесплатно, и стартап разрабатывает систему, которую рабочие смогут использовать со своими бейджами.

«Это действительно похоже на CitiBike — мы понимаем, когда бутылка отстыковывается от системы, и кто ее получил, но мы не следим за ними», — говорит Зонинсейн. «Мы не знаем, где они [используют] эту бутылку, пока она у них. Но мы знаем, кто вернул её, в какое время и в каком месте».

Секрет этого торгового автомата в сокращении отходов Скрытая посудомоечная машина

На больших рабочих площадках компания планирует использовать несколько таких торговых автоматов, чтобы кто-то мог оставить бутылку в другом месте, если это более удобно. В первую очередь компания планирует сосредоточиться на промышленных рабочих местах, поскольку офисным работникам будет проще использовать обычные многоразовые бутылки. Расширение будет носить стратегический характер, добавляя машины в такие места, как заправочные станции и спортивные залы рядом с рабочими местами, чтобы одни и те же потребители могли начать использовать систему в большем количестве мест. Но выход за пределы замкнутого пространства является проблемой: без огромной сети торговых автоматов вернуть бутылки будет сложно.

Kadeya начинает работать с брендом напитков стоимостью миллиард долларов (компания отказалась назвать свое имя), чтобы тестировать ароматизаторы для газированной воды и других ароматизированных напитков в своих автоматах. Для компаний, производящих газированные напитки, это может стать способом решения проблемы пластиковых отходов и углеродного следа их продуктов и способов доставки.

«Мы думаем, что наша платформа может позволить всей отрасли отказаться от одноразового использования без ущерба для качества, удобства или прибыльности, которые сегодня обеспечивает одноразовое использование», — говорит Мануэла Зонинсейн.