На углу Университета Технологии Мара (UiTM) Келантан стоит скромный торговый автомат, у которого постоянно образуется очередь студентов, терпеливо ожидающих покупки еды. Каким бы ничем не примечательным это ни казалось, такой торговый автомат, наполненный разнообразными продуктами питания стоимостью менее 10 ринггитов, изменил жизнь уже не одной семьи в Малайзии.

Ван Асыкин Ван Хассан, подписавшийся на Инициативу народного дохода (IPR), готовит и пополняет запасы еды, продаваемой в торговом автомате, три раза в день, семь дней в неделю.

«Продажи из торгового автомата способствовали увеличению доходов нашей семьи, а это значит, что я могу купить своим детям все, что им нужно для школы. Я больше не чувствую себя финансово обремененной, потому что мы знаем, что деньги будут поступать», — рассказала FMT Ван Асикин, жена водителя автобуса.

42-летняя мать четверых детей сказала, что она получает от 13 000 до 21 000 (400 000 рублей) ринггитов в месяц, в зависимости от того, были ли у студентов каникулы. За вычетом стоимости сырья Ван Асыкин сказала, что получает прибыль в размере не менее 5000 (96 000 рублей) ринггитов в месяц, что является огромной суммой по сравнению с 500 ринггитами в месяц, которые она зарабатывала от продажи куй.

«После прихода в программу IPR я сосредоточилась на приготовлении еды для торгового автомата и больше ни на чем. У меня нет времени на другие подработки из-за огромного спроса со стороны студентов», — сказала она.

Домохозяйка также сказала, что она чрезвычайно благодарна главе своей деревни, который посоветовал ей присоединиться к программе в октябре прошлого года и зарабатывать на жизнь дома, одновременно заботясь о своих четырёх детях.

IPR — это среднесрочная мера вмешательства, созданная правительством Малайзии для искоренения крайней бедности. В настоящее время программа предлагает три пилотные инициативы: фермерский предприниматель (Интан), пищевой предприниматель (Инсан) и оператор услуг (Ихсан).

По данным министра экономики Рафизи Рамли, по состоянию на конец 2023 года программой воспользовались 4100 домохозяйств.

Высокий спрос

Ван Асыкин и еще один участник IPR Амин Афифи, который поставляет продукты питания в торговый автомат IPR в УиТМ-Пенанге, говорят, что каждый месяц они тратят тысячи ринггитов на сырье.

«В любой момент времени в торговом автомате находится от 10 до 15 видов еды, включая сэндвичи, куриные отбивные, наси лемак и пирожные. Нам приходится время от времени менять наше меню, чтобы студентам не было скучно», — сказал Амин, добавив, что он обеспечивает около 60% еды, выставленной за стеклом, а остальную часть производят другие продавцы.

Малайзия привлекает вендинг для искоренения бедности

36-летний отец двоих детей сказал, что скептически относился к этой инициативе, когда присоединился к компании в сентябре прошлого года, и задавался вопросом, превысит ли спрос со стороны торгового автомата онлайн-пекарню, которой он постоянно управляет вместе со своей женой.

«В течение первого месяца мы просто стремились поставлять еду в торговый автомат на неполный рабочий день, но мы увидели, как быстро рос бизнес, и вскоре после этого перешли на полную ставку».

Амин, у которого в прошлом было несколько других деловых предприятий, которые были менее прибыльными, сказал, что он больше не беспокоится о обеспечении своей семьи — теперь, когда его ежемесячная прибыль увеличилась в пять раз и в среднем составляет не менее 5000 ринггитов.

Однако он сказал, что ему придётся доставлять еду в другой торговый автомат, чтобы его семье было ещё более комфортно жить. Он надеется, что правительство сможет помочь таким молодым предпринимателям, как он, которые хотели бы пойти дальше в индустрию продуктов питания и напитков.

«На мой взгляд, инициатива Insan больше подойдёт новичкам, которые хотят иметь стабильный доход и копить. После этого, я надеюсь, IPR предложит больше рекомендаций тем, кто хотел бы расширить свой бизнес и увеличить поставки в большее количество торговых автоматов, возможно, открыть ресторан», — сказал он.

Пусть даже и из Малайзии… но это показательный пример того, как малые фермеры или малые предприниматели в пищевом секторе, которым никогда не светит попасть на полки большого ритейла… могут при помощи государства существенно повысить свои доходы.