Можете ли вы представить себе покупку чего-либо, не имея представления о том, что это может быть? Звучит странно, но это быстро становится тенденцией в Европе, и особенно в Германии. Давайте углубимся в захватывающую концепцию, стоящую за этим.

В таком торговом автомате нет напитков, сладостей и прочих привычных товаров. Это точно. Но что именно покупают в этом торговом автомате? Ну, в этом и загадка — покупатели этого не знают. Поместив десять евро в так называемый автомат Mysterybox, вы получаете посылку, содержимое которой остаётся загадкой, пока её не откроют. Ташина Михельс недавно установила такой торговый автомат в Борнхейме на своей частной территории с установленными часами работы и видеонаблюдением. Подобные торговые автоматы уже не редкость в Германии.

Хотя это может показаться странным, концепция (известная в других местах как Secret Pack) набирает обороты. Идея состоит в том, чтобы найти новых хозяев для посылок, которые по тем или иным причинам не дошли до первоначального пункта назначения.

Михельс пришла в голову эта идея, когда увидела телевизионную программу о торговых автоматах. Поиск посылок для торгового автомата оказался интересным занятием. Она получает их от оптовика и так же ничего не знает об их содержании, как и её покупатели. Эти оптовики обычно закупают товары на поддонах на крупных торговых площадках.

Так как же посылки становятся недоставленными? Основные причины: неправильный адрес, неоднократные сбои в доставке или даже прямой отказ получателей. Некоторые пакеты являются результатом процветания онлайн-торговли, где возвраты неизбежны, особенно если отправка нежелательных заказов осуществляется бесплатно.

Согласно исследованию, проведённому в 2023 году исследовательской группой из Университета Отто Фридриха в Бамберге, почти четверть посылок, приобретённых в интернет-магазинах, возвращается. В некоторых случаях эти возвраты уничтожаются, но они все чаще попадают в неожиданные торговые автоматы через оптовиков.

Михельс интересует экологический аспект. Посылки больше не уничтожаются, а находят новые дома, и это способствует экологии. «И, возможно, кто-то будет доволен тем, что найдёт в такой посылке», — размышляет она. Но привлекательность заключается именно в элементе неожиданности. Упаковка посылок никаких подсказок о их содержимом не даёт, но машина Михельс, вмещающая 45 посылок, часто пополняется в течение дня.

Что касается планов расширения, она пока не определилась. «Я пока не определилась», — говорит она. Время от времени она воочию становится свидетелем волнения, когда посетители достают посылки из торгового автомата, жаждущие раскрыть свои сюрпризы.

В России подобный вендинговый опыт с Почтой России был бы тоже интересен.