Банковские карты необходимы в любом бизнесе (включая вендинг), но их стоимость остаётся «слепым пятном» для многих операторов. В банках, сетях и платёжных системах одна транзакция может накапливать несколько комиссий, что снижает маржу, и компания об этом даже не догадывается.

Оплата картой — повседневный жест, но её истинная стоимость (с точки зрения бизнеса) редко подвергается сомнению. Для любого розничного продавца, оператора или вендингового бизнеса предложение этого метода крайне важно (мы бы потеряли большую часть продаж сегодня, если бы не внедрили его). Однако это также влечёт за собой расходы, которые, накапливаясь изо дня в день… могут ли они подорвать прибыльность?

Компания Automated Transactions, специализирующаяся на разработке платёжных систем, пытается ответить на этот вопрос. Они отмечают, что большинство компаний учитывают только видимую комиссию POS-терминала. Однако в каждой транзакции задействовано несколько факторов: банк-эмитент, платежная система (Mastercard или Visa и др.), эквайер, предоставляющий физический или виртуальный POS-терминал, и, во многих случаях, дополнительный платёжный шлюз (в Европе Stripe, Ayden, RedSys и т. д.). Каждый из них вносит свой вклад, в результате чего конечная стоимость оказывается выше, чем предполагают многие компании.

В Испании и Европе, по данным Automated Transactions, типичный диапазон комиссий за внутренние карты составляет от 0,4% до 0,9%. И, конечно же, учитывая, что большинство компаний в этом секторе сохраняют цены «традиционных торговых точек», влияние может резко возрасти при транзакциях с корпоративными, иностранными или неевропейскими картами, где комиссия обычно превышает 2% за транзакцию.

Поэтому неудивительно, что всё больше операторов изучают альтернативы с переменной стоимостью, такие как SEPA Direct Debit, локальные кошельки, такие как Bizum, или гибридные модели, позволяющие снизить комиссионные для постоянных клиентов или транзакций большого объёма. Если учесть тысячи ежемесячных платежей, снижение всего на одну десятую процента может обернуться значительной годовой экономией. Эта сумма больше не идёт на комиссионные и остаётся в распоряжении компании.

Вопрос в том, знаем ли мы на самом деле, сколько стоит каждый тип карты? Большинство компаний не предоставляют чёткой разбивки стоимости по способам оплаты и не сравнивают комиссии, взимаемые разными провайдерами. Понимание этой структуры расходов крайне важно для любой финансовой стратегии.

Карточные платежи продолжат доминировать на рынке, однако их стоимость не обязательно должна быть непрозрачной переменной. Для операторов и компаний, уже активно работающих с электронными платежами, знание этих данных может иметь решающее значение: сохранить положительную маржу или продолжать терять прибыль.