Курение вейпов в прогулочных зонах должно быть ограничено, законопроект об этом внесен в Госдуму. Доля курильщиков электронных сигарет в России с 2014 года выросла почти вдвое, и розница готова начать продажу вейпов.
Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» размещен в базе данных Госдумы в четверг, 1 декабря. Автор инициативы — депутат Андрей Чернышев.
Согласно пояснительной записке к проекту, цель законопроекта — «регулирование продажи и употребления электронных устройств, имитирующих курение (так называемые вейпы)». В частности, предлагается ограничить курение таких сигарет в прогулочных зонах (парки, скверы, пешеходные зоны, вело зоны) и запретить продажу вейпов несовершеннолетним. Кроме того, законопроект указывает на необходимость разработки технических регламентов на такой вид сигарет. «В настоящий момент воздействие жидкости, содержащейся внутри большинства испарителей, на организм человека до конца не изучено и никак не контролируется, — указывает депутат. — Некоторые производители вейпов отказываются указывать состав веществ, входящих в состав электронных сигарет». Частое употребление вейпов «влечет за собой развитие серьезных онкологических заболеваний», поясняется в законопроекте.
Вейпы выходят в сети
Несмотря на планируемые ограничения, популярность вейпов растет. По данным агентства Kantar, доля курильщиков электронных устройств в России с 2014 года выросла почти в два раза: на текущий момент ежедневно электронными курительными устройствами пользуются 1,4% россиян, в 2015 году эта доля составляла 1,1%, в 2014 году — 0,8%. Для сравнения, в США таких курильщиков 5,2%, в Италии — 4,7%, в Великобритании — 4,1%.
Основной канал продаж вейпов, согласно оценке Kantar, на который приходится 30% рынка, — это специализированная розница, 11% приходится на интернет-продажи, остальная часть рынка принадлежит «серым» торговцам.
Но уже в следующем году продажи вейпов могут начать и крупнейшие ретейлеры. Как рассказал РБК представитель ГК «Дикси», в ближайшем будущем ретейлер начнет продавать никотиносодержащие жидкости для электронных испарительных устройств. По информации Максима Королева, предправления ассоциации ПАУРРЭНС (Профессиональный альянс участников русского рынка электронных никотиновых систем), переговоры о возможном начале торговли жидкостями для вейпинга также ведет X5 Retail Group. По словам собеседника РБК, начало продаж жидкостей и аксессуаров для вейпинга в ведущих торговых сетях можно ожидать уже в начале 2017 года.
В данный момент в сетевой рознице уже присутствует одна из категорий, относящихся к электронным курительным устройствам, — одноразовые электронные сигареты (в отличие от устройств для вейпинга, в них уже содержится никотиносодержащая жидкость). Продажа таких сигарет, по данным компании Pons Technology Russia, одного из основных поставщиков, сильно колеблется в зависимости от формата магазина. «В дискаунтере в небольшом городе продается всего несколько штук в месяц, а в большом городе в торговой точке с высокой проходимостью — более 1000 штук в месяц», — говорит Мария Недоборова, руководитель проектов Pons. Общий охват сетевых торговых точек — свыше 30 тыс. Электронные сигареты традиционно располагаются в прикассовой зоне. «Такая выкладка не противоречит «антитабачному» закону («Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака») или «закону о рекламе», — говорит Недоборова.
Подробнее на РБК