Станислав Баранов, генеральный директор компании «Профессиональные и Торговые автоматы»
Летняя жара и отпускные настроения вновь обострили традиционный уже вопрос о дресс-коде. Оказывается, люди очень сильно расходятся во мнении, в каком виде можно находиться на рабочем месте. Нужно ли, невзирая на погоду, всегда быть в деловом костюме или допустимо перейти на стиль casual. А может быть, можно ходить практически в пляжной одежде, – шортах и шлепанцах на босу ногу – как нередко делает молодежь? Впрочем, оставим эти мудреные вопросы имиджмейкерам, специалистам по корпоративной культуре, психологам и управленцам. Меня же всплеск внимания к этой теме навел на мысль о торговых автоматах, дресс-код которых сейчас быстро меняется. А это влияет на бизнес операторов вендинга и создает новые интересные возможности.
Надо сказать, ведущие производители вендинговых автоматов, особенно итальянские, всегда трепетно относились к их внешнему виду. Скажем, в Saeco для новых линеек оборудования всегда создавался совершенно новый стиль. Можно вспомнить выполненный в красно-бежевой гамме Italian Time, строгий Black Style или выполненный в стиле HighTech минималистичный современный дизайн линейки Saeco Carthego. Работа дизайнеров действительно видна даже неспециалисту: в каждом случае найдена оригинальная концепция и весьма выразительные решения. Со временем дизайн становился все более сдержанным и утонченным – в духе изменений, которые можно проследить в совершенно разных категориях товаров.
В этом году линейка Carthego получила престижную всемирную премию за лучший дизайн Red Dot design award 2012. Это серьезное состязание: дизайн Carthego был признан лучшим среди 1800 проектов из 58 стран. Всего же в конкурсе 2012 года состязались более 4.5 тыс. продуктов. (Конкурс Red Dot проводится с 1955 года и не ограничивается только вендингом. Можно сказать, он охватывает буквально все стороны жизни современного общества: компьютеры и офисную технику, интерьеры, городской, ландшафтный и промышленный дизайн, осветительные приборы, автомобили, моду и др.) Продукты-победители и имена награжденных дизайнеров внесены в каталог ‘red dot design yearbook 2012/2013’, в онлайн-галерею на сайте премии (www.red-dot.de) и помещены в Эссенский музей премии Red dot.
Казалось бы, с дизайном все в порядке. Однако, я хотел бы обратить внимание на один нюанс. В последние год-полтора на нашем рынке стал быстро набирать обороты «офисный вендинг», когда автоматы устанавливаются на территориальных площадках компании. Это перспективная ниша, но здесь в какой-то момент возникла совершенно новая, но достаточно серьезная проблема. Все больше компаний – даже небольших – стало разрабатывать бренд-буки и оформлять офисы в соответствии с их требованиями. В итоге, многие операторы вендинга, работающие на корпоративном рынке, столкнулись с достаточно жесткой позицией: хотите поставить автомат в нашу компанию, следуйте ее стилю.
Мы заметили эту тенденцию на ранней стадии и отреагировали достаточно оперативно. Первым шагом была разработка альтернативных вариантов дизайна автоматов, согласующихся с наиболее распространенными вариантами оформления офисной мебели. Тогда мы использовали самоклеющуюся пленку. Следующим шагом стал запуск услуги, позволяющей заказчику принести нам свой дизайн или заказать его у наших специалистов. Надо сказать, что эти простые меры оказались очень эффективными: наши заказчики успокоились и продолжили успешно осваивать новую нишу. Причем иногда бывало и так, что «срабатывала» сама возможность выбора любого оформления – и двери офиса открывались перед оператором.
В принципе, можно было бы и успокоиться, ведь проблема была решена. Но ощущение удовлетворенности никак не приходило. Автомат, гармонизированный с интерьером, как-то растворялся в нем… Более того, — пропадала его дизайнерская изюминка. Надо было найти способ сделать его заметнее, оставаясь в рамках заданного цветового и графического решения. Естественно, сразу возникла мысль использовать подсветку, но нужно было найти подходящую технологию. Решение должно было оставаться недорогим, и мы хотели, чтобы светящиеся панели можно было использовать не только в офисе или в торговом центре, но и в незащищенной агрессивной среде, например, в слабо освещенном коридоре, лифт-холле или курилке, где автомат зачастую ставят где-нибудь за углом или в прилестничную нишу, где большинство посетителей его просто не замечает.
Такую технологию мы нашли, и создали новый тип аксессуаров для торговых автоматов (ТА) – вандалоустойчивую световую лицевую панель, которая ставится вместо штатной.
Автомат становится гораздо более заметным, а яркое «аппетитное» изображение, как показали тестовые замеры, лучше привлекает потребителей и повышает продажи, по сравнению с автоматами с таким же оформлением, но без светящихся элементов. Причем это работает и в слабоосвещенных местах, и там, где внимание потенциального потребителя постоянно отвлекают яркие стенды и всевозможная рекламная продукция. Например, на выставках, в игровых залах, в крупных торговых центрах, когда автомат теряется на фоне разнообразия светящихся элементов и витрин.
Здесь важно, что оператор вендинга получает практически безграничные возможности для изменения дизайна. Например, автомат можно использовать как рекламную площадь, причем невысокая стоимость панелей и простота их замены позволяют проводить даже краткосрочные таргетированные рекламные кампании, привязанные к местоположению ТА или масштабным акциям, которые проходят в окружающем пространстве: на выставке, в магазине, ТЦ, бизнес-центре и др. А в поликлиниках и госучреждениях чрезвычайно эффективной может быть световая панель с медицинской или социальной рекламой.
Надо сказать, российские операторы вендинга быстро все это оценили, и светящиеся панели стали ходовым товаром. Если вернуться к теме дресс-кода, можно увидеть интересную траекторию. Интерьер офисов задал жесткие рамки, в которые пришлось вписаться, чтобы иметь возможность работать в офисе. Но и в этих рамках оказалось возможным повысить эмоциональную выразительность дизайна и преуспеть, не конфликтуя с нормами. Может быть, любителям неограниченной свободы в одежде стоит поучиться у торговых автоматов?