Вступление в ВТО может пагубно сказаться на российском вендинговом бизнесе: в страну, как считают эксперты, хлынут крупные мировые игроки автоматной торговли, потеснив так и не успевших опериться отечественных «автоматчиков». Что же мешает развиваться вендингу в России?
С московским предпринимателем Геннадием Орловым мы стоим в пустом холе частной клиники, у принадлежащих ему торговых автоматов, которые он только что «зарядил» кофейными зернами, шоколадным порошком, чипсами, питательными батончиками. Геннадий рассказывает мне про свой бизнес, которым он занимается уже 7 лет. «Ну и как с прибылью? — спрашиваю. — Вы уже окупили затраты и идете в плюс?» «Балансирую на грани выживания, — отвечает он. — Минусов, к сожалению, больше, чем плюсов. Скажу вам честно: неблагодарное это дело — вендинг по-российски…»
Тема автоматизации розничной торговли в России сейчас как никогда актуальна. В стране сложилась многообещающая для инвесторов ситуация, когда, по сути, на рынке образовалась свободная ниша для бизнеса. Гендиректор «Фирмы ВАЛЕО» Валерий Ракитский приводит такие данные: в Японии, где вендинг наиболее развит, один автомат приходится на 23 жителя, в США — на 35, в странах Западной Европы — на 110 человек. В России же на один вендинговый автомат приходится около 2200-2400 человек. Огромный простор для развития отрасли.
Вендинговые проекты у нас есть. Среди них, к примеру, проект установки торговых автоматов в системе городского пассажирского транспорта. По мнению президента Национальной ассоциации вендинговой торговли (НААТ) Бориса Белоцерковского, это направление — одно из самых перспективных. Большой пассажиропоток, простота и быстрота обслуживания, а также низкие, по сравнению с традиционной розницей, затраты на развертывание и обслуживание сети обуславливают высокую востребованность и эффективность вендинга в системе общественного транспорта. И если до недавнего времени существенным препятствием было отсутствие технологий, позволяющих обслуживать автоматы в условиях сурового российского климата, то сейчас существуют отечественные разработки, позволяющие эксплуатировать снековые и кофейные автоматы при температуре от -30 до +50. Благодаря этому автоматы не так давно появились и успешно «прижились» на вокзалах, в аэропортах, автовокзалах, на некоторых остановках общественного транспорта в Москве. Кстати, о Москве чуть подробнее. За последние два года здесь было закрыто более двух тысяч мелкорозничных торговых точек. Взамен до 2015 года столичные власти собираются разместить на улицах Москвы и в муниципальных учреждениях до 90 тыс. автоматов. Так что можно надеяться, что многие преграды на пути развития бизнеса будут сняты.
Одной из таких преград до недавнего времени был принятый в 2003 году Федеральный закон N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», который обязывал «автоматчиков» применять кассовое оборудование. А оно стоит около 35 тыс. рублей — существенные деньги для индивидуалов, особенно для начинающих. Однако летом 2011 года в Налоговый кодекс были внесены поправки, упростившие налогообложение торговых автоматов. После этого ситуация изменилась в лучшую сторону.
Казалось бы, позитивные изменения в сфере законодательного регулирования отрасли открывают вендингу зеленый свет. Однако мало купить автоматы — их надо где-то установить. Где? Это, пожалуй, самый больной вопрос.
Во многих западных странах работодатель на законодательном уровне обязан предоставлять сотрудникам места для отдыха и приема пищи, причем в некоторых случаях круглосуточно. Разумеется, именно в таких помещениях автоматы могут принести наибольшую отдачу. Более того, на Западе большое количество аппаратов, установленных на предприятиях, отпускают товары без денег — подходи и наливай кофе или чай. Обеспечение сотрудников горячими напитками рассматривается там как функция социальная. По словам Ракитского, в западных странах автоматы на рабочих местах занимают до 80% от общей доли вендингового рынка и только 20% автоматов стоят в местах общественных.
А вот в России автоматов на предприятиях, рабочих местах вы увидите значительно меньше. Никаких законов или нормативных актов на эту тему у нас нет. Если бы российское законодательство обязывало предприятия обеспечивать работников комнатами отдыха, местом приема пищи, это могло бы значительно ускорить развитие отрасли. В Италии, к примеру, офисные здания сдаются уже с отводами от магистрального водопровода для присоединения вендинговых аппаратов.
Но самым существенным минусом российского законодательства является отсутствие закона «О вендинге». По словам юриста НААТ Александра Родина, в системе предпринимательского права России вендинговая деятельность как отдельная отрасль не имеет достаточного правового регулирования, что нередко порождает неопределенность в отношениях между субъектами этой деятельности. Функционирование вендинга регулируют разные законы, которые носят, с одной стороны, очень общий характер, с другой — контролируют лишь некоторые частные взаимоотношения. До конца не разрешена проблема применения ККТ в торговых автоматах. Остро стоит проблема обеспечения прав потребителей при продажах через торговые автоматы (общие нормы Закона «О защите прав потребителей» не всегда применимы к продажам товаров через автоматы).
Как обстоят дела с доходами от вендинговой деятельности? Маржинальность этого бизнеса в России ниже, чем в Европе. Оборудование у нас то же самое и ингредиенты стоят столько же. Но там напитки в общественных местах продаются по цене 1 — 1,20 евро. У нас же средняя цена — от 15 до 20 рублей. К тому же россияне не привыкли к автоматам. Есть еще чисто российская проблема вандализма, городская среда в России значительно агрессивнее, чем в европейских странах и США, не говоря уже про Японию.
По словам Геннадия Орлова, главное в вендинговом бизнесе — это найти хорошую точку для установки автомата. К примеру, в налоговых инспекциях или на вокзалах. В таком месте зачастую можно увидеть автомат, от которого люди практически не отходят. Здесь он может окупиться очень быстро, принося около 50 тыс. рублей чистой прибыли ежемесячно (сам автомат в среднем стоит 150 тыс. рублей).
Однако поставить автоматы в государственных организациях очень трудно. Кроме того, стоимость самих автоматов в России ощутимо выше, чем в западных странах. Основной доход крупные российские вендинговые компании получают не благодаря установке и эксплуатации аппаратов, а за счет их продажи мелким вендинговым операторам. «Что же касается автоматов отечественного производства, то я задумывался над тем, чтобы обновить ими свой автопарк, но при ближайшем рассмотрении они оказались несовершенными, хотя и являются копией того, что производят итальянцы. Но думаю, что со вступлением России в ВТО автоматы должны подешеветь. Если раньше крупные поставщики искали возможность ввоза вендинговой техники в страну с помощью серых схем, то в ближайшее время, при низких пошлинах, такие схемы отомрут сами собой», — предполагает Орлов.
Один человек вполне может обслуживать самостоятельно около пятнадцати автоматов — поддерживать их санитарное и техническое состояние, заправлять их ингредиентами. Если выводить этот бизнес на более серьезный уровень, необходимо нанимать рабочих. Сделать это не так просто, поскольку там, где есть наемные работники, очень трудно проконтролировать расход ингредиентов (он почему-то начинает резко возрастать). А разработка электронных программ, которые могли бы контролировать расходы и сигнализировать о недостачах, пока находится в зачаточном состоянии.
Вывод такой: серьезные пробелы в законодательстве если не сводят на нет, то серьезно тормозят развитие недавно возникшей в России, а потому пока свободной и весьма перспективной ниши для инвестиций.
Источник Российская газета