Еще лет 5 назад вендинг строился в большинстве своем на новых автоматах. Но если взглянуть на современных вендоров (в том числе, владельцев самых крупных сетей), очевидно, что баланс выбора сместился в сторону БУ автоматов. И даже те предприниматели, которые начинали свой бизнес с новой техники, предпочитают развивать его уже с помощью БУ.
Почему так происходит?
Во-первых, БУ заведомо дешевле. Это очень простой аргумент, но именно он стоит во главе угла. Чем дешевле автомат, тем больше средств остается на дальнейшее развитие. А разница цен более чем приличная – доходит до 100.000. В среднем же за цену двух новых автоматов можно купить 3 БУ. А ведь выручку они будут приносить абсолютно одинаковую. Итак, при равных вложениях доходность от БУ автоматов получается в 1,5 – 2 раза больше. Кроме того, у БУ автоматов гораздо выше окупаемость – если новый автомат окупается примерно за год, то БУ – за 5 – 6 месяцев. Даже в рамках небольшой сети – это сотни тысяч прибыли!
Во-вторых, БУ автоматы зачастую выгоднее и технически. Простое сравнение – автомобили. Большинство водителей предпочитают брать машины с пробегом, потому что в процессе «обкатки» могут выявиться дефекты, которые просто невозможно заметить в заводских условиях. С вендингом то же самое – основные узлы автомата имеют очень высокий запас прочности на износ. Поэтому не ломаются очень длительное время даже при постоянном использовании автомата. А вот мелкие детали, требующие «притирки» как раз на первом этапе работы выявляют все возможные проблемы. И, конечно, есть гарантия, по которой можно провести ремонт. Но предприниматели предпочитают не тратить свое время – гораздо выгоднее купить восстановленный БУ автомат, в котором подобные «слабые звенья» уже заменены.
В-третьих, опытные вендоры (а вслед за ними и новички, которые опираются на советы успешных предпринимателей) знают, что автомат нужно подбирать под точку. А одна из категорий самых прибыльных точек – это вокзалы, учебные заведения и крупные автомойки. Это места с высоким риском вандализма, где автомат могут помять, поцарапать, разрисовать. Конечно же, выгоднее взять БУ модель, которая дешевле, чем брать дорогой новый автомат и сожалеть о том, к какому виду он придется через пару месяцев. К тому же, в подобных местах покупателям неважно, как выглядит аппарат, важно, как он работает. Поэтому единственным выходом становится рациональная экономия – то есть, БУ автоматы.
И, наконец, последний, но немаловажный довод. Всегда есть шанс, что бизнес захочется или понадобится продать. При этом автоматы, естественно, будут проходить по категории БУ. И что же получается? Если бизнес был построен на новых автоматах, продавать их придется процентов на 40% дешевле – то есть, это потерянные деньги. А если вы изначально купили БУ, то продадите их ровно за ту же цену, ничего не теряя.
Закономерен вопрос, почему же в таком случае вендоры только сейчас переходят на БУ. Разве раньше не было всех этих преимуществ? Дело в том, что вендинговый рынок в России еще молод (и, собственно, поэтому настолько выгоднее – ниша почти пустая). Еще 5 лет назад БУ автоматов было очень мало, и далеко не всегда можно было подобрать подходящий под точку автомат. На сегодняшний день собран достаточно широкий ассортимент БУ аппаратов, чтобы обеспечить подходящий вариант практически в любой ситуации – даже если автоматов нужно достаточно много.
Единственно важный нюанс – необходимо выбирать именно восстановленные БУ автоматы (прошедшие подготовку, которые полностью исправны и фактически неотличимы от новых) и не экономиться безрассудно. Так, например, русские и китайские автоматы даже новые доставляют вендорам большое количество проблем. А итальянская техника (в том числе восстановленная БУ) позволяет действительно построить рациональный и выгодный бизнес.
Автор статьи: Амбик Товмасян, руководитель технического отдела компании SuperVending