Сегодня вендинговое сообщество уже не столь пристально обращает внимание на спад покупательской способности или подорожание торговых автоматов и ингредиентов в силу кризисных явлений. Сегодня всё вендинговое сообщество озадачено «чековым вопросом». И понятно почему озадачено: не просто дополнительные расходы, а очень существенные дополнительные расходы на установку новой системы ККМ (что вполне может привести к уходу с рынка вендинга многих операторов), и жёсткая привязка к системе плановых проверок налоговой инспекцией, что как известно является также новой статьёй расходов, и не малой, не говоря уже о коррупционно-конкурентной составляющей.
Желание государства понятно. Взять под контроль и увеличить поступления в бюджет. Но, в «чековой ситуации» с вендингом в России всё может пойти не так. Многие операторы вендинга просто уйдут из этого бизнеса. Да, возможно, что ситуация ещё несколько раз поменяется. Особенно если всё же Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли действительно займётся этим вопросом. Но пока имеем то, что имеем.
С вводом обязательной новой системы ККТ — день Х для вендинга настанет 01 июля 2018 года. На днях правительство России уточнило порядок внедрения новой контрольно-кассовой техники (ККТ). Почему же тогда налоговая инспекция во многих регионах РФ уже с конца марта 2016 начала плановые проверки на предмет «невыдачи чека» торговым автоматом, и посыпались штрафы на вендоров?
Логично было бы задать этот вопрос юридической службе «Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли» (НААТ). Собственно, они и пытались дать ответ на этот вопрос. Но вышло совсем не убедительно. И в итоге мы имеем то, что имеем: «Поэтому, однозначно на этот вопрос ответить нельзя». Печально, что юридическая служба Национальной Ассоциации не может юридически грамотно всё разложить по полочкам в данном вопросе, на сегодняшний день. Скорее всего мы увидим лишь констатацию факта со стороны HAAT уже после окончательного одобрения и принятия данного закона.
А тем временем (обратите внимание на выделенное по тексту далее)… Проект запуска онлайн-контроля за применением кассовых аппаратов обсуждается уже больше трех лет. Внесенный в Госдуму в начале января этого года законопроект предусматривает, что все работающие с наличностью или принимающие банковские карты компании и предприниматели обязаны будут установить новую ККТ к июлю 2017 года (АПИ подробно писало о такой реформе — кассовые чеки переведут в online). А с 1 апреля этого года аппараты планировалось внедрять в добровольном порядке.
Однако законопроект до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении, а сами разработчики представили многочисленные уточнения, касающиеся в том числе требований к самим кассовым аппаратам. Поправки, одобренные правительственной комиссией 26 апреля, ужесточают порядок применения фискальной памяти, конкретизируют правила и условия применения ККТ, регламентируют ведение реестра аппаратов и фискальных накопителей, вводят экспертизу кассовой техники и так далее.
В частности, владельцы принимающих оплату с помощью банковских карт или иных электронных средств интернет-магазинов вправе будут не печатать бумажный чек. В иных случаях он или соответствующий бланк строгой отчетности должны выдаваться по требованию потребителя. Также покупатель вправе указать номер мобильного телефона или адрес электронной почты для отправки электронного чека – продавец обязан будет выполнить такие требования при наличии в используемом им аппарате соответствующей технической возможности. Распечатанный самим гражданином документ признается равнозначным оригинальному и может использоваться в качестве доказательства покупки.
По предложению Банка России Министерство финансов России согласилось отменить обязательную установку ККТ в банкоматах кредитных организаций. Кроме того, для владельцев торговых автоматов переходный период внедрения новой кассовой техники планируется продлить до 1 июля 2018 года. Заметьте, что по банковским терминалам всё же договорились. Что же происходит сегодня, когда налоговые инспекции во многих регионах РФ, начинают выписывать штрафы операторам вендинга за «отсутствие чека»? На наш взгляд — это называется «поторопить с решением». Но, решения бывают разные. И тем самым перспективный рынок вендинга в России имеет все шансы откатиться лет на 10 назад в своём развитии.
«Предлагаемые нормы направлены на изменение принципов работы контрольных органов в части внедрения новой системы администрирования применения ККТ и повышение уровня прозрачности наличных расчетов и расчетов с использованием электронных средств платежа в сфере торговли и услуг», – убеждены в Правительстве России.
Напомним, что по замыслу разработчиков проекта реформы его реализация позволит снизить административную нагрузку и расходы налогоплательщиков, в первую очередь за счет отказа от покупки дорогостоящей «электронной контрольной ленты» (фискальной памяти). Однако предложенный законопроект сохраняет обязательную установку таких устройств, возлагая на все торгующие или предоставляющие услуги населению компании и индивидуальных предпринимателей еще и обязанность приобрести новую ККТ, заключить договора с так называемыми операторами фискальных данных, оплачивать услуги по передаче информации в налоговую службу и многие иные обременения.
Обсуждаем эту тему на форуме: ККМ и ККТ