Во многих магазинах установлены автоматы по продаже мячиков по 20 рублей. Но они часто не срабатывают: монеты принимают, а мячик не выдают. Вроде бы деньги небольшие, чтобы из-за них идти предъявлять претензии, но дети, не получив мячик, очень расстраиваются. Что делать в этой ситуации? Такие автоматы установлены во многих супермаркетах, иногда малыши начинали плакать, когда, опустив монеты в автомат и повернув ручку, не могли получить мячик.
В Роспотребнадзоре утверждают, что правила продажи товаров с использованием автоматов регламентированы ст. 498 Гражданского кодекса РФ. Там указывается, что на автомате должна быть размещена информация о продавце товаров. Договор розничной купли-продажи с использованием автоматов считается заключённым, как только покупатель вносит плату за товар. Если оплаченный товар через автомат не предоставляется, продавец обязан незамедлительно предоставить товар или вернуть уплаченную покупателем сумму.
В Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), объединяющей 38 компаний, сообщают, что в данной ситуации продавец товара может вернуть покупателю деньги двумя способами: зачислить на мобильный телефон покупателя или выдать их в кассе предприятия. Также покупателю могут предложить получить такой же товар в другом автомате в присутствии представителя продавца.
Если на торговом автомате нет информации о продавце, необходимо обратиться в администрацию «магазина» с просьбой предоставить контакты арендатора торговой площади, на которой размещён автомат. Также следует написать письменное или электронное обращение в Роспотребнадзор о факте нарушения прав потребителей: отсутствии информации о продавце товара на автомате и о том, что вы не можете получить оплаченный товар.
Исходя из опыта и статистики, явное большинство вендоров в России соблюдают эти правила. И это касается не только игрушек в механических торговых автоматах, а также и напитков в кофейных торговых автоматах и продуктов в снеках.