Чем всем нам обернулось импортозамещение? С 15 июля страны таможенного союза ввели новый техрегламент для молочной продукции. Теперь, если в «молочке» содержатся растительные жиры, производитель обязан указывать на пачке что это «молокосодержащий продукт с использованием растительного жира». Штрафы, предусмотренные регламентом за отсутствие такой «рекламы» серьезные, но для устоявшегося на рынке игрока особой роли не сыграют. Так, в первый раз производитель раскошелится на 100-300 тыс руб. Во второй раз сумма штрафа может вырасти до миллиона рублей.
И все бы ничего, но данные требования предусмотрены и старым техрегламентом, принятым еще в 2011 году. Нынешние поправки увеличивают только размеры штрафов. При этом, Роскачество периодически проверяет отечественную молочку. И результаты этих проверок специалистов не радуют: в 2017-м году, фальсификатом оказалась треть всех российских сыров. В 2018-м — две трети.
Информации о санкциях к производителям, как и самих санкций нет. Почему — объясняем ниже.
Чем не угодили растительные жиры
Нет, сейчас мы не будем превращаться в программу «Здоровье» и выбирать для наших читателей наиболее подходящую диету. Просто приведем пару примеров: в странах Евросоюза самый распространенный и дешевый вид растительного жира — пальмовое масло, знакомый россиянам по тем же «Доширакам», запрещен к использованию в продуктах питания. Запрет действует с марта этого года, и связан с производством масла. При высокой термообработке (обязательной, при его приготовлении), в нем образуются вредные вещества, которые поражают генетический материал, печень, почки и половую систему.
Приятная перспектива? А именно пальмовое масло пришло на помощь российским молочникам, когда из-за введенных контр-санкций, им пришлось в спешном порядке наполнить магазинные прилавки. Статистика импорта пальмового масла это только подтверждает. С января по февраль 2018 года Россия закупила 170 тысяч тонн пальмового масла. По данным Федеральной таможенной службы, импорт пальмового масла в Росиию в 2018 году вырос на 26%. Основной поставщик — группа компаний «ЭФКО». По счастливому совпадению, в 2012 году группа компаний запустила бюджетный бренд «Слобода», довольно серьезно укрепивший свои позиции в 2014-м.
В стремлении сэкономить. российские производители готовы закупать даже техническое пальмовое масло. Если внимательно просмотреть закупки российских компаний и сообщения таможенной службы, мы увидим, что с начала этого года увеличился импорт именно технического масла. Объясняется это простым запретом Евросоюза на его ввоз. Официально, европейцы озаботились массовой вырубкой лесов в Малайзии и Индонезии — лидерах по экспорту пальмового масла.
Поставщики не растерялись, и стали гнать его в Россию. Если предыдущие покупатели собирались использовать его для создания биологического топлива, то эти странные русские готовы его еще и есть. Они и сок березовый пьют, че им объяснять, что техническое масло потому и техническое, что жрать его нельзя.
Так бывшее топливо превратилось в российские сыры.
А ведь молочные ингредиенты используются довольно широко и в вендинге, как импортные, так и произведённые в России. Так что на самом деле в составе «молока» для вендинга?
Замены не будет
Сейчас сырьем, помогшим предотвратить «тотальный голод» всерьез заинтересовались российские чиновники. Старый новый техрегламент Таможенного союза уже принят. На очереди — поправки в налоговое законодательство от Минсельхоза. Для «молокосодержащих продуктов с использованием растительного жира» отменят налоговые льготы. Пока некачественная молочка проходит как социально-значимый продукт, и облагается только 10%-м НДС. После увеличения налога на добавочную стоимость, налоговая ставка для него вырастет до 20%.
Полезнее фальсификат от этого не станет. А вот в цене «подрастет», и станет дороже натуральной. Но инфляцию и санкции, разумеется, никто не отменит. Потому, в ближайшем будущем ждем роста цен на всю молочку.
Что изменится для потребителя?
Ответ простой — кроме цен, ничего. Если страны вроде той же Нигерии собираются полностью запрещать ввоз пальмового масла, а Индия вводит заградительные пошлины — на рафинированное масло (прошедшее термическую обработку) ставка составляет 54%, на нерафинированное — 44%, то Россия не может себе позволить отказаться от него. По оценкам экспертов, сейчас в стране наблюдается дефицит качественного растительного масла.
Меньше производить его не стали. Оно довольно успешно продается другим странам. В 2017 году Россия экспортировала примерно половину произведенного подсолнечного масла. В этом году, производители собираются увеличить объемы экспорта. А значит, качественного масла в стране станет еще меньше.
Параллельно с этим, в продаже пальмового масла в Россию производители заинтересованы в два, а то и в три раза больше, чем в прошлом. Рынок сбыта в Европе и других странах накрылся медным тазом. Россия же не только готова, но и вынуждена его закупать — кушать то всем хочется. Но вот какой ценой? По статистике того же Минздрава, в 2014 и 2015-х годах заболеваемость раком резко подскочила. Динамика прослеживается даже по отчету за впервые установленные диагнозы злокачественных образований. По несчастливому совпадению, этот всплеск совпадает с ростом использования российскими производителями пальмового масла в своей продукции.
Цифры говорят сами за себя. Но запрещать вредоносные растительные масла никто не будет. Так же, как Роскачество и Роспотребнадзор закроют глаза на выполнение нового технического регламента. Заменить его в нынешних условиях нечем.