Во многих мегаполисах мира торговые автоматы развились до мини-маркетов и шоу-роботов. А в России они пока не потеснили киоски и торговые палатки. В чем дело и что будет дальше?
Жители Токио покупают в автоматах овощи, рис, носки и даже могут сделать маникюр — накрасить ногти за пару долларов. В Берлине аппараты продают все подряд: от газет до женских балеток. В небольшом американском городе можно купить в них лекарства, которые отпускаются без рецепта. Машины готовят коктейли, пекут хлеб и заваривают китайскую лапшу — часто еще и зрелищно, с музыкой и подсветкой, чтобы развлекать потребителей. В России вендинг не поражает разнообразием: автоматы в основном продают кофе и снеки. И сильно уступают по популярности обычным киоскам. Эксперты рассказали ТАСС, почему так случилось и когда автоматы будут принимать банковские карты и предлагать любые мелочи.
Почему торговые автоматы не стоят на каждой улице
«В западных странах много автоматов расположено на оживленных пешеходных улицах. В России ставить на улице автоматы непросто из-за климата. В холодное время года — а это продолжительный период — они слабо востребованы. И требуют дополнительного подогрева», — говорит Елена Майорова, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Сейчас большая часть вендинговых аппаратов стоит в аэропортах, офисных зданиях, вузах и школах. Аэропорты, кстати, выделяют как образцовые места для вендингового бизнеса. Колонны автоматов расположены чуть ли не на каждом углу. И это не только многочисленные кофематы и снековые аппараты, но и автоматы с футболками, контактными линзами, мелкими гаджетами и прочей повседневной мелочовкой. В городах на центральных проспектах аппаратов мало, и часто они сезонные: как автоматы с квасом и холодной газировкой.
Еще одна трудность — неясности в законодательстве для бизнеса.
Недавно предприниматели насторожились из-за закона об онлайн-кассах — оснастить каждый автомат кассой и принтером для чека, как предполагалось изначально, технически трудно и финансово затратно. Но правила поменяли. «Летом приняли поправки в закон, внесшие ясность в использование касс в вендинговом бизнесе, — говорит Николай Шман, руководитель проектов OFN.ru. — Теперь разрешено подключать несколько аппаратов к одной облачной онлайн-кассе».
Другие трудности, как и названные онлайн-кассы, уже разрешились, но в свое время замедлили развитие этого бизнеса.
Несколько лет назад, объясняет Николай Шман, развитие вендинга в России тормозил слабый интернет. «Было трудно вести такой бизнес из-за небольшой зоны покрытия интернет-сетями мест установки аппаратов. Из-за этого владельцы не могли подключить их к сети и мониторить удаленно, им приходилось постоянно приезжать и проверять остатки продукции».
И еще на вендинговый бизнес повлияли валютные скачки. До 2014 года автоматы чаще покупали за рубежом, из-за падения курса рубля они автоматически выросли в цене, предприниматели отказывались от закупки подорожавшего оборудования. С 2015 года в России начали производить больше торговых автоматов — сейчас их больше половины на рынке. «Но зависимость вендинга от импорта остается, — добавляет Елена Майорова, — это можно считать еще одним сдерживающим фактором».
Как предприниматели недооценили безналичный расчет
«Есть три главные причины, по которым люди отказываются от покупки в автомате, по нашим исследованиям, — говорит Елена Майорова. — Это невозможность оплаты картой — часто у покупателя нет с собой наличных денег. Вероятность поломки, вроде: автомат может принять деньги и не выдать шоколадку или кофе. И маленький ассортимент».
Первая причина — основная. А большинство аппаратов работает только за наличный расчет. Как это вышло с учетом того, что кофематы пришли на российский рынок в 2000-х, когда безналичный расчет уже применялся? Предприниматели покупали б/у автоматы зарубежного производства. Новые автоматы с картоприемниками стоили дорого. Смысла в переплате коммерсанты не видели — не думали, что через десять лет жители больших городов смогут обходиться без наличных денег неделями или месяцами.
«В начале 2000-х примерно 10% посетителей наших развлекательных центров платили банковской картой, — говорит Павел Тимец, гендиректор ООО «Крытые парки аттракционов». — Сейчас ситуация изменилась: в крупных городах 50% наличными, 50% картой. Никто не предполагал таких быстрых перемен. Еще автоматы, принимающие только кэш, выгоднее вот в чем: не нужно платить комиссию банку за каждую покупку по карте».
Машины с картоприемниками постепенно заменяют старые автоматы. Эксперты считают, что заметное обновление случится в течение двух лет. Остается, правда, еще одна помеха.
Люди не привыкли покупать в автоматах
Вендинг в Россию пришел позже, чем в другие страны. Люди не привыкли покупать мелочовку через автоматы.
«Что такое вендинг? Это тот же гаджет. Аппарат, который с тобой не разговаривает и не отвечает на вопросы. А по взаимодействию с гаджетами наше население отстает от Европы, Америки или Китая, — говорит Павел Тимец. — Приведу аналогию с автоматами для регистрации в аэропортах. Почему в России редко пользуются авторегистрацией? Большинство людей старше 40 лет предпочитают взаимодействовать с человеком — у него можно получить подсказку или разъяснение, если вдруг что-то непонятно. Многие люди предпочитают живое общение в процессе покупки, и необходимо какое-то время, чтобы ситуация изменилась. В этих процессах Москва отстает от городов США на пять лет, Санкт-Петербург от Москвы — на год, а остальные регионы — еще на пару лет».
Этот фактор, говорят эксперты, может объяснить, почему вендинг в России стартовал с кофематов, а не, скажем, с автоматов с книгами и зонтами.
«Покупка еды или напитка, когда вкус продукта понятен покупателю, психологических барьеров не вызывает. А вот вещи, даже недорогие, которые при покупке лучше иметь возможность потрогать, рассмотреть, уже труднее продать через автомат, — говорит Николай Шман. — Исторически сложилось, что газеты и книги у нас продаются в киосках и магазинах».
И еще поставить нестандартный автомат дороже, чем взять на работу человека.
«Допустим, я хочу поставить на кассу входа аппарат автоматической продажи билетов, — продолжает Тимец. — Он должен считывать штрихкоды, выдавать сдачу, принимать банкноты, монеты. Такое устройство стоит около миллиона рублей. И нужен человек для обслуживания аппарата. И еще один человек, который будет обучать людей им пользоваться. Когда у меня окупится такой автомат? В реальной картине мира дешевле нанять кассира. Но думаю, в какой-то момент это изменится».
Какое будущее у вендинга в России
Несмотря на трудности, вендинга становится больше. В прошлом году темп роста новых автоматов составил 130%, по данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ).
«Сейчас в России функционирует, по нашим данным, 217 тыс. торговых автоматов: 21% из них приходится на Москву и Санкт-Петербург, — говорит Николай Шман. — Это количество в пять раз ниже, чем, например, в Италии, где функционирует около 1,1 млн аппаратов. Торговых автоматов у нас будет становиться больше, потому что культура потребления меняется: покупатели все больше стремятся к самообслуживанию. Владельцы и производители научились продавать различные продукты питания и необходимые мелочи для жизни. В перспективе четырех лет, учитывая текущие темпы роста, автоматы заменят 30% киосков в крупных городах».
Скоро кофематы и аппараты со снеками «разбавят» разнообразные торговые автоматы.
«В Европе вендинг развивается так — автоматы не только продают, но и развлекают: воспроизводят музыку, видео, ароматы, — перечисляет Елена Майорова. — В них используются биоразлагаемые материалы, энергосберегающие технологии. Российский вендинг пока такое слабо себе представляет. По мере развития мы тоже к этому придем. Сначала кофе и снеки, потом расширение ассортимента, потом экологичность и интерактивность».
Источник: ТАСС