Сеть магазинов продуктов для здорового питания «Вкусвилл» может выйти на новый для себя рынок. Она начала тестировать собственные вендинговые автоматы на станциях Московского центрального кольца (МЦК). Оборот этого сегмента розничной торговли оценивается в 30 млрд руб., но помешать проекту ритейлера может высокая конкуренция.
У «Вкусвилл» появился новый торговый формат — вендинговые автоматы со снеками, сладостями, напитками и др. Первые объекты появились на станциях МЦК, обратили внимание пользователи Facebook. В марте 2018 года власти Москвы объявили о планах установить более 40 автоматов на 19 станциях МЦК, в их числе «Деловой центр», «ЗИЛ», «Автозаводская». В пресс-службе Московского метрополитена сообщили “Ъ”, что балансодержателем станций МЦК выступают МКЖД и РЖД, у которых есть право проводить конкурсы на размещение вендинговых автоматов. Как следует из данных «Сбербанк-АСТ», в апреле МКЖД подвела итоги аукциона на право размещения аппаратов на территории 19 станций МЦК общей площадью 46,4 кв. м сроком на пять лет. Победитель Алексей Кузьмин предложил за лот 47,8 тыс. руб. Цена соответствует ставке аренды 1 кв. м в год. Представитель «Вкусвилл» отказался от комментариев. В МКЖД, РЖД и департаменте транспорта Москвы на вопросы “Ъ” не ответили.
«Вкусвилл» позиционирует себя как сеть продуктов для здорового питания. По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект «Избенка»» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. По подсчетам Infoline, в январе—июне 2018 года выручка «Вкусвилл» выросла на 59,5%, до 25,1 млрд руб. На конец сентября у сети было более 660 магазинов, преимущественно в Москве и Подмосковье.
Гендиректор крупного петербургского вендингового оператора «Мегас» Вадим Шиленко оценивает стоимость одного автомата до 400 тыс. руб., включая оформление. Ставку аренды 47,8 тыс. руб. за 1 кв. м он называет «очень хорошей». Исходя из этой суммы, затраты на аренду 46,4 кв. м на 19 станциях МЦК за пять лет могут превысить 11,1 млн руб. Таким образом, общие инвестиции «Вкусвилл» в проект на данном этапе могут достигать около 20 млн руб. По данным МКЖД, за январь—сентябрь 2018 года пассажиропоток системы вырос на 18,4%, до 92,6 млн человек год к году. По прогнозам главы департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова, по итогам года показатель достигнет 120 млн человек.
«Вкусвилл» активно изучает возможность экспансии сразу по нескольким направлениям, включая, к примеру, формат shop-in-shop в крупных сетях, говорит консультант Jos De Vries The Retail Company Ирина Болотова. По ее словам, вендинговые автоматы «Вкусвилл» могут занять пустующую нишу небольших киосков с продуктами, которые ранее располагались недалеко от станций московского метро. Проект позволит «Вкусвилл» увеличить закупки снеков и напитков, что будет способствовать развитию портфеля собственных торговых марок, повышению маржинальности и продвижению бренда, добавляет гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. В J’son & Partners Consulting ранее оценивали количество вендинговых автоматов в России примерно в 240 тыс. Оборот рынка в 2017 году был на уровне 28 млрд руб., подсчитывали в Euromonitor International.
По подсчетам господина Бурмистрова, если проект «Вкусвилла» будет успешным, в течение 2019–2020 годов ритейлер сможет установить в Москве и Подмосковье не менее 1 тыс. торговых автоматов. Для сравнения: у крупнейшего российского вендингового оператора Uvenco Бориса Белоцерковского под управлением более 13 тыс. объектов. Впрочем, Ирина Болотова отмечает, что с масштабированием бизнеса и выводом автоматов, к примеру, в офисы у «Вкусвилл» могут быть проблемы. В бизнес-центрах класса A и B, предупреждает она, эта ниша практически занята, а в офисах классом ниже очень высокая конкуренция.
Источник: Коммерсантъ