До сих пор доставка была не более чем удобной службой, как правило для дома, которая не имела ничего общего с вендингом, и никоим образом не мешало развитию автоматической торговли. Но, всё меняется…
Службы доставки развивались и продолжают своё развитие очень быстрыми темпами, причём во всём мире, в том числе и в России. И порой совершенно в неожиданных направлениях. Теперь уже и таким монстрам как Amazon, Glovo или Deliveroo, удалось добиться доставки продуктов на совершенно новых уровнях. Начинается конкуренция с вендингом?
На данный момент, и в отсутствие окончательных данных, уже интересен тот факт, Delivery начинает делать ставки на двух рыночных нишах, которые до сих пор были типичными для вендинга и торговых автоматов.
С одной стороны, мы видим, что офисы, до сих пор одни из самых прибыльных бастионов для автоматической торговли, в последние годы всё чаще попадают в плен к такому конкуренту – как капсульное направление, всё чаще устанавливаются в офисах машинки для капсул. Но, с другой стороны, мы также видим, что растут возможности «потребления на ходу», где практически любое место полезно для установки торговых автоматов.
Каким образом доставка препятствует вендингу?
Согласно данным по Европейскому Союзу, обнародованным JustEat, в настоящее время 3% — это доставка в офисы, а 18% — это вендинг. То есть, доставка обустроилась в домашней нише и начинает завоёвывать другие сегменты, где до сих пор из-за проблем с логистикой не было места для традиционной розничной торговли.
Тем не менее, вектор развития таков, что уже через несколько лет некоторые из этих компаний начнут готовить завтраки и кофе, и поставлять всё это в офисы, тем самым выдавливая торговые автоматы из офисной ниши. И, конечно же, запускать франшизы по примеру Granier.
Другими словами, когда придет время, а оно уже на пороге… компании по доставки начнут предлагать офисам очень широкий ассортимент питания, закусок и того же кофе. Тем самым загнав в тупик офисный вендинг.
Что делать?
Мы уже замечаем, что вендинг тоже эволюционируют. Появляются новые бизнес-модели: микромаркеты предлагают очень похожий сервис, но с существенной разницей, питание можно планировать лично за несколько дней, поэтому пользователь не должен ждать меню от доставки и прочих (пока) не решённых доставкой вопросов.
Конечно, системы микромаркетов, автоматические рестораны и интеллектуальные витрины все еще находятся в адаптации, хотя все указывает на то, что такой формат очень удобен для потребителей и его необходимо развивать и далее. В России микромаркеты пока не столь популярны, но интерес со стороны потребителей и вендинг-сообщества к такому формату вендинга — растёт.
Например, испанская компания Cibaria, позволяет зарегистрированным пользователям через свой веб-сайт и свои интеллектуальные витрины получить доступ к панели, где можно выбрать себе личное меню.
Другим примером того, как вендинг может развиваться, чтобы конкурировать с Delivery, является Tentobox, система, разработанная Azkoyen, где пользователь может выбрать из разнообразного меню на основе средиземноморских рецептов и кухни фьюжн, блюда созданные из натуральных и свежих продуктов .
Tento ежедневно готовит и пополняет свои микромаркеты, позволяя клиенту выбирать между несколькими здоровыми и сбалансированными диетами, а также представляет широкий выбор блюд для веганов, аллергиков и прочих пользователей, которые также смогут узнать всё про ингредиенты, входящие в состав продуктов. Да, для России это всё пока звучит фантастически, но и российское вендинг-сообщество придёт к такому формату уже через пару лет. Я верю, что всем людям воздается по их заслугам.
Возможен ли альянс между вендингом и доставкой?
Если вы не можете справиться с вашим врагом, присоединитесь к нему. По этой логике доставка не должна рассматриваться как угроза, а лишь как новая возможность для бизнеса. Где написано, что торговые автоматы не могут стать конечной логистической точкой для доставки?
В этом случае заинтересованные операторы могут достичь альянсов с местными поставщиками и компаниями по доставке, чтобы использовать торговые автоматы в офисах в качестве конечного пункта в этой цепочке. Почему нет?
Улучшение стандартов качества
То, что доставка начинает поставлять кофе и напитки в офисы, может быть тяжелым ударом как для кофейных автоматов, так и для снеков с закусками. Как это остановить? Необходимо уже сейчас готовиться и переходить к более сложным бизнес-схемам и формам, чтобы не терять клиентов. Сегодня в Европе OCS со своими кофе-машинами уже занимает первое место в табели о рангах, предлагая потребителям превосходное качество этого напитка. Улучшайте качество напитков, предлагайте многообразие.
Экспериментируйте с автономными кофемашинами, которые также делают ставку на превосходное качество кофе, то есть играют в игру с более интересными напитками и с их комбинациями, которые позволяют настраивать напиток в соответствии с выбором потребителя, как в случае с Bianchi Diva и аналогами от других производителей торговых автоматов.