В мире, и особенно Европейской его части, когда идёт речь о вендинге, автоматизации услуг или искусственном интеллекте, всё больше людей верит в то, что всё автоматическое уже скоро начнёт в геометрической прогрессии уничтожать рабочие места простых людей. Обоснованы ли подобные страхи?

Согласно исследованию PwC «Украдут ли роботы наши рабочие места?» — к 2030 году Европа имеет все шансы потерять около 35% рабочих мест только лишь благодаря автоматизации всего и вся, в том числе и развитию вендинга. Согласитесь, это достаточно приличная цифра.

На данный момент можно выделить три волны: первая волна под именем «Волна алгоритмов» уже на подходе, к 2020 году она нас накроет. Эта волна алгоритмов относится к задачам вычисления и анализа информации; вторая волна появится, приблизительно к 2025 году, и она будет «Волной проникновения», в её сущности заложено динамическое взаимодействие и уже конкретно физические показатели и достижения робототехники; и третья волна нас накроет к 2030 году, её прозвали «Волной Автономии» и это будет периодом, когда искусственный интеллект выйдет на свободу в реальном времени. При этом появляется статистика, когда при каждой волне происходит исчезновение 3%, 21% и 34% от общего количества рабочих мест. Такая участь ожидает Европу, но тенденция мировая.

Логически, сектор, который будет наиболее затронут этими изменениями, будет производственный сектор, и он сможет сократить до 45% своей рабочей силы. На втором месте ритейл, который сократит до 35% рабочих мест. Всё это случится уже через каких-то 10 лет.

Строительство, образование и социальная сфера также будут восприимчивы к автоматизации, хотя в цифрах, которые и не сильно влияют на отрасль вендинга.

Согласно исследованиям, и для многих иных типов занятости роботизация и автоматизация несут потерю рабочих мест. Таким образом, во время первой волны (анализ и вычисление) произойдёт сокращение рабочих мест для людей с более высоким уровнем образования; на втором этапе (производственные задачи и взаимодействие) сократится доля рабочих мест для людей со средним образованием; и в последнем периоде (автономия и решение задач в реальности) сократится занятость для людей без квалификации.

Как всё это отразится на вендинге?

В основном все процессы, связанные с розничной торговлей и с автоматической торговлей, начнут приобретать новые форматы потребления и новые бизнес-модели в направлении: лучшее качество обслуживания, в более «человеческой» среде, но с минимальным персоналом.

Таким образом, если бы нам пришлось «спроецировать» каждую из описанных выше волн на вендинг, то это будут новые адаптации, и вот какими они будут:

Алгоритмическая волна (2020): мы помним, что это фаза вычислений и анализа больших данных, поэтому это будет тот самый этап вендинга, когда телеметрические системы в конечном итоге будут определять успех бизнеса. А также возьмут на себя маркетинговую работу в торговых автоматах посредством прямого взаимодействия с потребителем.

Волна проникновения (2020-2025). Ожидается, что эта волна изменит, в частности, динамику многих рабочих мест, которые будут роботизированы. Мы говорим о ручных, обычных и повторяющихся задачах с помощью автоматических систем, которые так или иначе должны будут взаимодействовать с людьми. Если кратко, то это будет время, когда социальные взаимодействия будут на стороне машин. Это касается супермаркетов, микромаркетов, интеллектуальных торговых автоматов или автоматических ресторанов, в которых будет работать человек, но он будет управлять автоматизацией быть может и вовсе не общаясь вживую с клиентами.

Волна автономности (2025-2030): на этом этапе автоматические системы будут не только выполнять рутинные задачи, но и смогут выполнять определенные физические работы, которые связаны с движениями и перемещениями. И тут срезу вспоминается фильм «Я робот». Ожидается, что на этом этапе робототехника также приобретет более человеческий характер посредством моделирования. Даже сегодня трудно понять, как эта волна напрямую повлияет на вендинг, хотя на данный момент все указывает на то, что это может быть решающим двигателем в логистической части операторов и производителей сектора.

Каждый из этих этапов является прогрессом в вендинге: первый, помогает управлять бизнесом; второй меняет способы эксплуатации машин; и третий ведёт к автоматизации процессов без прямого физического участия оператора.

Нет никаких сомнений в том, что существует множество преимуществ наличия новых форматов потребления и максимизации производительности, что вряд ли приведёт к существенному повышению доходности в вендинговом бизнесе, ведь треть населения останется без работы.

Фактически, это затронет всю Европу, особенно Италию и Испанию относящихся к числу стран, наиболее восприимчивых к автоматизации. Хотя, данные и указывают на то, что это массовое исчезновение такого большого процента занятости населения к 2030 году также будет сопровождаться созданием новых рабочих мест… сможет ли это компенсировать потерю трети рабочих мест для населения?

Например, в случае с Китаем считается, что 21% рабочих мест в секторе услуг будут уничтожены автоматизацией и робототехникой, но в то же время будет создано 50% новых рабочих мест на первом этапе; на втором этапе 25% исчезнут и 48% будут созданы; и на третьем этапе китайцы потеряют 36%, но они получат 39% новых. Во всех трех случаях, как видно, баланс положительный. Так ли это будет на самом деле?

Ожидается, что сектор услуг больше всех выиграет от повсеместного проникновения искусственного интеллекта, когда развитие ИИ и связанных с ним технологий уничтожит только 21% рабочих мест, что будет компенсировано созданием 169 миллионов рабочих мест. Это частично отражает тот факт, что многие службы требуют высокого уровня межличностных навыков, что делает невозможным заменить сотрудников роботами. Пока невозможным. Позитивное влияние на создание новой занятости также будет иметь много общего с благоприятными ожиданиями роста, которые сектор услуг, в частности вендинг, ожидает в ближайшие годы, поскольку Китай находится в процессе перехода от экспортной экономики к экономике потребления и услуг.

Вывод, который можно сделать из всего этого, заключается в том, что автоматизация и роботизация сами по себе вроде бы и не должны уничтожать занятость. Но и не приводятся примеры – в каких именно секторах экономики произойдёт компенсационный рост занятости. Пока ясно только одно — роботы и искусственный интеллект уже на пороге и вот вот позвонят в дверь.

Так или иначе, это сценарий, который, несомненно, изменит вендинг в ближайшие 10 лет. И быть может изменит его до неузнаваемости. Появятся новые форматы и возможности. Будут ли ближайшие 10 лет новым «золотым веком» для вендинга? Готовы ли мы к этому? Мы узнаем уже очень скоро…