По всему Китаю мини-маркеты, которые когда-то считались будущем розничной торговли, закрывают свои двери навсегда. Сложность продажи свежих продуктов в магазинах без персонала является одним из основных препятствий для развития этого бизнеса.
В мае на Huaqiang North Road, в центре района магазинов электроники в Шэньчжэне, магазин Buy-Fresh Go, который был представлен СМИ как образец автоматизированной розничной торговли, был закрыт примерно через год. Магазин был лишен всего своего высокотехнологичного оборудования, и на входе было размещено объявление о поиске нового арендатора.
Идея этого магазина, как и других, заключалась в том, чтобы использовать преимущества платежных систем для смартфонов, чтобы сэкономить на расходах на персонал. Автоматизированные системы также будут собирать данные о предпочтениях потребителей, вводя их в искусственный интеллект для оптимизации запасов и совершенствования логистики.
Amazon.com запустил автоматический магазин в США в 2016 году. В Китае гигант электронной коммерции Alibaba Group Holding открыл аналогичный магазин в 2017 году, и вскоре другие ИТ-компании последовали его примеру.
К концу 2017 года около 200 беспилотных круглосуточных магазинов выросли по всей стране. По данным itjuzi.com, исследовательской фирмы, специализирующейся на венчурных инвестициях в сфере информационных технологий, только в 2017 году бизнес привлек 4,3 млрд юаней ($ 620 млн).
Buy-Fresh Go начал свою деятельность в Шэньчжэне в июле 2017 года и вскоре открыл филиал Huaqiang North Road.
Но бум длился недолго. В начале 2018 года в отрасли начался ряд закрытий и даже банкротств. Говорят, что финансирование резко сократилось, СМИ и исследовательские компании прекратили сбор данных.
В декабре прошлого года JD.com, второй по величине онлайн-ритейлер Китая, объявил о приостановке своего бизнеса — небольших беспилотных магазинов размером с киоски на вокзалах. В июле 2018 года JD.com обнародовал план по открытию 5 тысяч из них в офисных зданиях и других местах в крупных городах к концу года — через шесть месяцев план был закрыт.
Отраслевые эксперты утверждают, что для поддержания жизнедеятельности магазина в одном из крупных китайских городов, таких как Пекин, объем продаж в день должен составлять не менее 5-6 тысяч юаней. Значительную часть этих продаж составляют обеды в коробках, готовые свежие блюда, десерты и другие продукты с ограниченным сроком хранения.
Как в Японии, так и в Китае валовая прибыль на обработанные продукты питания составляет около 25%, а на фаст-фуд и свежие продукты — от 40% до 50%. Другими словами, чем выше соотношение свежих продуктов в магазине, тем стабильнее становится бизнес.
Многим компаниям, которые пытались управлять беспилотными магазинами, похоже, не хватало таких знаний. Если в магазине продаются только товары длительного пользования, такие как напитки и закуски, в глазах покупателей он больше похож на большой торговый автомат. Несмотря на то, что новая концепция беспилотных круглосуточных магазинов привлекла покупателей с самого начала, эта новизна исчерпала себя.
Другая проблема заключается в том, что операторы беспилотных магазинов, похоже, не использовали большую часть своих данных.
Круглосуточные магазины, возможно, были более успешными в Японии, чем где-либо еще, благодаря тому, как они используют свои данные. Головные офисы сосредоточены на анализе информации, чтобы понять, что продается, планировать разработку новых продуктов и обеспечить, чтобы фабрики производили их эффективно. Они также создают логистические сети, которые обеспечивают своевременную доставку.
Китайские ИТ-компании, которые вышли на рынок, использовали технологию, чтобы устранить потребность в работниках, но, возможно, упустили из виду другие части уравнения.
Однако некоторые всё же учатся. Alibaba запустила сеть супермаркетов под названием Freshippo, также известную как Hema Xiansheng, где продаются свежие продукты. В магазинах по-прежнему используются платежи для смартфонов и другие достижения в области ИТ, но некоторые сотрудники всегда готовы помочь покупателям.