В Китае широко распространена оплата по QR-коду, но китайские технологические гиганты, которые популяризировали мобильные платежи, уже переходят на еще более передовую и удобную платежную технологию с использованием распознавания лиц. В магазинах по всей Поднебесной от небольших до крупных супермаркетов за покупку можно расплатиться, просто заглянув в камеру дисплея на кассе или в торговом автомате.

Первым такую систему внедрил платежный сервис Alipay от Alibaba, а вскоре примеру последовал и конкурент WeChat Pay от Tencent. По информации гонконгского издания The South China Morning Post (SCMP), подконтрольного Alibaba Group, сегодня разработанная Alipay платежная система Dragonfly с технологией распознавания лиц применяется более чем в 300 городах КНР. В компании WeChat не предоставляют статистику об охвате своего сервиса.

Например, в супермаркетах CP Lotus в Пекине, кассы оснащены фирменными планшетами Alipay, с помощью которых покупатели за считанные секунды расплачиваются за товары. После того, как пользователь попадает в объектив камеры, система идентифицирует его и списывает деньги со счета Alipay. Больше не нужно рыться в смартфоне в поисках нужного приложения и сканировать QR-код. Люди хвалят систему за удобство, простоту и экономию времени.

Платежи с помощью распознавания лиц становятся популярными

Платежи с распознаванием лиц — новое поле битвы для WeChat Pay и Alipay, которые почти на равных конкурируют на рынке платежных сервисов КНР. По данным China Internet Watch, на долю этих двух операторов пришлось более 90% мобильных платежей, совершенных на материковом Китае в 2018 году.

Благодаря своему популярному мессенджеру WeChat, в котором насчитывается более 1 миллиарда пользователей, сервис WeChat Pay более распространен в Китае: по оценкам исследовательской компании Ipsos, степень его проникновения в стране составляет 89,2% против 69,5% у Alipay.

Однако по объему транзакций Alipay и WeChat Pay идут практически «ноздря в ноздрю»: на долю первого приходится 46 процентов, а вклад второго измеряется 45 процентами. Платежи с распознаванием лиц удобны и полезны не только для потребителей, но и для бизнеса. С помощью новой технологии ритейлеры повышают свою эффективность и снижают потребность в рабочей силе.

Alipay, например, предлагает клиентам вендинговые автоматы и кассы самообслуживания, оборудованные сканерами лиц, благодаря чему компании могут сократить число кассиров на своих торговых точках и уменьшить время, необходимое для совершения транзакций.

Платежи с помощью распознавания лиц становятся популярными

Хотя платежи с использованием распознавания лиц — одна из новейших технологий, ее легко освоят даже менее «продвинутые» пользователи, которые еще не охвачены современными сервисами.

КНР — самое населенное государство мира, где проживают около 1,4 миллиарда человек. Однако согласно данным отчета China Internet Report 2019, интернетом пользуются лишь 829 миллионов жителей Поднебесной или примерно 60% населения. Степень охвата мобильными платежами еще ниже, и достигает лишь 40% — с помощью смартфонов за покупки расплачиваются около 583 миллионов жителей страны.

В Китае сегодня найдется мобильное приложение на любой случай жизни: для покупок в онлайн-магазинах, заказа такси, оплаты счетов, общения. Цифровые технологии уже настолько вошли в повседневную жизнь китайцев, что в некоторых ресторанах и кафе уже не используются традиционные меню — клиенты размещают заказ онлайн и расплачиваются по QR-кодам.

Но все-таки для определенных категорий пользователей, например, для пожилых людей, такие сервисы слишком сложны. Оплата покупок с помощью системы распознавания лиц более доступная и удобная альтернатива.

Пока технология не является в КНР платежным методом по умолчанию и чаще всего она встречается в супермаркетах, а небольшие кафе и семейные магазинчики ее не применяют. Но судя по стремительному внедрению, через несколько лет платежи с распознаванием лиц станут в Китае самым обычным делом.

Готов ли российский вендинг к подобному развитию событий? Смогут ли российские компании занимающиеся телеметрией предложить решения с распознаванием клиента по лицу для вендинга уже завтра?