Принадлежащая Антону Петрову сеть пекарен «Цех 85» запускает новый формат: торговые автоматы с едой, напитками и сладостями. В течение года планируется установить в петербургских офисах, вузах и других объектах не менее 100 подобных устройств. Потенциал для выхода на рынок новых игроков с собственной производственной базой существует, но развитие отрасли сдерживает сохранение удаленного режима работы во многих компаниях, отмечают эксперты.
О том, что «Цех 85» начал заниматься вендинговым бизнесом, “Ъ” рассказала коммерческий директор сети Марина Яковлева. Первые торговые автоматы в Петербурге были установлены в коворкинге Clockwork Time на Курляндской улице, 48, и пространстве Indi на Каменноостровском проспекте, 40. В них представлено более 20 позиций (еда, напитки, сладости), средний чек 200 рублей. В течение года в Петербурге появится не менее 100 устройств, говорит госпожа Яковлева. Стоимость одного автомата составляет около 120 тыс. рублей.
В управлении у «Цеха 85» находится более 80 одноименных пекарен в Петербурге, а также блинные «Батенька», булочные «Сестры» и другие проекты. Развитием сети занимается ООО «Веселый купец», следует из информации на ее сайте. По данным «СПАРК-Интерфакс» (spark-interfax.ru), эта компания принадлежит Антону Петрову (сын Геннадия Петрова, которого испанские правоохранители связывали с организованной преступностью). Выручка этого юрлица в 2020 году — 118,7 млн рублей, чистый убыток 42,7 млн рублей. Антон Петров также является совладельцем крупнейшей в России ювелирной сети «585 Золотой».
Торговые автоматы «Цех 85» планирует устанавливать в бизнес-центрах и коворкингах. Договоренность о сотрудничестве была достигнута со Сбербанком, в нескольких офисах которого разместятся подобные устройства, отмечает госпожа Яковлева. Запрос на быстрый, качественный и недорогой перекус существует, прежде всего, в университетах и больницах, но попасть туда проблематично, добавляет она.
«Цех 85» выбрал непростой момент для выхода на рынок. В прошлом году обороты операторов автоматизированной торговли снизились на 40-60% в зависимости от игрока и региона, говорит гендиректор ГК Uvenco Арвидас Алутис. Участники рынка столкнулись с массовым переходом компаний на «удалёнку», закрытыми офисами и бизнес-центрами, опустевшими аэропортами и вокзалами, которые традиционно являются наиболее доходными локациями, перечисляет он. Вендинг — интересное направление для диверсификации, уверена госпожа Яковлева. По ее словам, на рынке Петербурга работает небольшое число игроков, а бренд «Цех 85» пользуется доверием у покупателей.
Успех «Цеха 85» будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с пандемией, возможности занять выгодные локации с хорошей проходимостью и предложить качественный продукт по адекватной цене, полагает господин Алутис. При небольших сроках годности серьезного внимания требует выстраивание операционной системы, иначе будут серьезные списания продукции с истекшим сроком годности, предупреждает он.
Уход с рынка некоторых операторов (например, DC Daily) и замедление темпов развития вендинговых проектов крупнейшими компаниями сформировали возможности для появления новых игроков, указывает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В первую очередь потенциал развития есть у операторов низкого и среднего ценового сегмента с собственной производственной базой и сильным брендом, полагает он. В сегменте кулинарии основными конкурентами представителей отрасли являются сервисы экспресс-доставки («Яндекс.Лавка», «Самокат», «ВкусВилл», проекты Х5 Retail Group), которые обеспечивают доставку в течение получаса и активно расширяют линейку продукции, объясняет аналитик.
Ситуация на рынке постепенно стабилизируется, однако многие компании до сих пор не вернулись в офисы или сделали это только частично, что снижает спрос, подчеркивает господин Алутис. Ощутимое восстановление отрасли произойдет не раньше конца весны, ожидает он. В конце 2018 года в России насчитывалось 177,8 тыс. торговых автоматов, общий объем этого рынка практически достигал 53 млрд рублей, как оценивала Европейская ассоциация вендинга.
Источник: Коммерсантъ