По случаю Международного дня кофе Джонатан Моррис, профессор истории Университета Хартфордшира, опубликовал на сайте Conversation статью о последних событиях на мировом рынке кофе. Мы воспроизводим этот контент с разрешения автора.

В этом году Международный день кофе был совсем другим. Введенный Международной организацией кофе (ICO) 1 октября 2015 года для повышения осведомленности о продукте и проблемах, с которыми сталкиваются производители кофе, этот день обычно был сосредоточен на том, как низкие цены, уплаченные за необжаренные зерна, едва покрывают затраты фермеров, не говоря уже о поддержке их семей.

Но не в этом году. За последние 12 месяцев цена C — эталонная цена на товарный кофе арабика на Нью-Йоркской международной товарной бирже — выросла с 1,07 доллара США (0,80 фунтов стерлингов) за фунт (454 г) до примерно 1,95 доллара США. Еще в июле было 2,08 доллара.

Почти все контракты на доставку кофе сравниваются с ценой C, в результате чего цены на зеленую арабику (необжаренные зерна) за последний год выросли более чем на 80%. Стоимость кофе Робуста — более дешевой и менее вкусной альтернативы — выросла более чем на 30%. И есть все шансы, что в ближайшие месяцы эти цены вырастут. Возможно, мы находимся на пороге серьезной коррекции цен, которая на долгие годы сдвинет рынок вверх.

Почему кофе стал дорогим?

Основная причина роста цен — серия экологических событий в Бразилии. Безусловно, ведущий производитель кофе в мире, Бразилия дает около 35% мирового урожая. Объем производства регулярно колеблется между «включенными» и «неактивными» годами, и обычно этого недостаточно, чтобы сильно повлиять на цены, поскольку производители снижают свои риски посредством управления запасами и хеджирования цен с использованием фьючерсного рынка кофе.

Однако урожайность в 2021 году, вероятно, будет значительно ниже. Это связано с сочетанием сильной засухи в начале сезона, которая уменьшила количество кофейных бобов, и недавних сильных морозов, которые могут еще больше повредить растения. Власти Бразилии прогнозируют самый низкий урожай арабики за 12 лет.

Большой вопрос в том, как это повлияет на будущее производство. Кофейным деревьям может потребоваться до пяти лет, чтобы «созреть», поэтому потребуется несколько сезонов, прежде чем станет ясен масштаб ущерба. Если, как предполагают некоторые уважаемые эксперты, мороз нанесет максимальный ущерб — потенциально поразив две трети деревьев — то мировые запасы могут сократиться надолго. Это может привести к тому, что цены преодолеют барьер в 3 доллара США и даже 4 доллара США.

Длинный кофейный цикл

История кофе характеризовалась крайней волатильностью цен. Периоды чрезмерного предложения постепенно снижали цены, пока катастрофическое событие — экологическое или политическое — не привело к коррекции.

В течение 1930-х годов сочетание небывалых урожаев и слабого потребительского спроса в эпоху депрессии привело к массовому перенасыщению предложения. Чтобы сократить избыточные запасы, Бразилия прибегла к сбросу кофе в реки и океан, а также к переработке его в топливо для локомотивов. С другой стороны, многие кофейные деревья погибли в 1975 году, когда на Бразилию обрушилась серия «черных» заморозков. Это привело к падению производства следующего урожая на 60%, а в период с 1975 по 1977 год цены выросли втрое.

В 1962 году ICO ввело квоты производителей, чтобы попытаться удержать цены на высоком уровне перед лицом таких взлетов и падений. Это было поддержано Соединенными Штатами, чтобы избежать распространения коммунизма с Кубы на континентальную Латинскую Америку, но от него отказались по настоянию Америки после 1989 года. Это привело к переизбытку предложения и, в конечном итоге, к кофейному кризису в конце век. Кофе имел тенденцию торговаться между 1,00 и 2,00 долл. США за фунт, и обвал цен привел к тому, что многие производители просто «не выжили».

Цена восстановилась только тогда, когда ржавчина кофейных листьев заразила значительную часть территорий в Центральной Америке и Колумбии. Горькая ирония рынка кофе заключается в том, что цены для производителей улучшаются только тогда, когда многие из них несут непосильные убытки.

Проблема робусты

Цены на кофе упали во второй половине 2010-х годов в основном в результате расширения мирового производства. Наиболее заметным был Вьетнам, который в настоящее время является вторым по величине производителем кофе в мире, что составляет около 18% от общего мирового производства. До 95% вьетнамской продукции составляет робуста.

Фактически, робуста впервые была использована для выращивания кофе из-за экологической катастрофы, когда производство кофе в Восточной Азии было практически уничтожено ржавчиной кофейных листьев в конце 19 века. В последнее время процедуры «очистки» робусты для уменьшения посторонних привкусов улучшились до такой степени, что обжарщики все чаще прибегают к увеличению ее доли в смеси. Это особенно важно при ориентации на рынки, которые в первую очередь зависят от цены, например, на растворимый кофе.

Если цены продолжат расти сейчас, использование большего количества робусты в смесях может предотвратить повышение стоимости кофе для потребителей. Но сделать это будет сложно, по крайней мере, в краткосрочной перспективе из-за жестких COVID-ограничений во Вьетнаме. Это привело к значительным сбоям как в транспортировке кофе из центрального высокогорья в экспортный узел города Хошимин, так и в последующем управлении логистикой дальнейших перевозок. Те же проблемы возникли во многих странах-производителях кофе.

Следовательно, у нас есть брокеры, которые борются за обеспечение достаточных запасов, обжарщики думают, как переложить рост цен на своих бизнес-клиентов, а потребители сталкиваются с перспективой платить более высокие цены за кофе.

Но выиграют ли производители в этом последнем скачке цен? Те бразильские агропромышленные предприятия, которые переживут непосредственное воздействие морозов, наверняка пострадают, равно как и хорошо капитализированные средние фермы Латинской Америки.

А как быть с мелкими фермерами и фермерами, которые составляют 95% фермеров, выращивающих кофе? В течение многих лет ICO и его государства-члены представляли этих фермеров жертвами глобальных рыночных сил. Теперь мы узнаем, способны ли эти игроки вернуть фермерам ту повышенную прибыль, которую приносит их кофе. Если это так, то Международный день кофе действительно будет чем-то, что стоит отпраздновать. А если нет… то нас ждёт дорогой кофе уже в ближайшей перспективе, как минимум ещё в два раза дороже от сегодняшних максимальных цен.