Рынок «умных» торговых автоматов в Юго-Восточной Азии и Китае переживает бум благодаря распространению мобильных платежей, привычке бесконтактных покупок, оставшейся после пандемии, и росту стоимости рабочей силы, пишет издание Никкэй Азия.
Торговые автоматы Tao Bin, которые принимают заказы через сенсорную панель и принимают мобильные платежи, массово распространяются в Таиланде. По состоянию на конец мая на вокзалах и в жилых домах установлено уже более 6 000 торговых автоматов, которые продают 200 тысяч напитков ежедневно.
Популярность обусловлена разнообразием напитков и привлекательными ценами. Автомат выдает до 170 напитков, а цены варьируются от 15 до 65 бат, что меньше половины стоимости в кофейне.
«Никогда не видел торгового автомата с таким количеством разных напитков», — рассказал 30-летний американец, впервые воспользовавшийся автоматом.
Тайский производитель электроники — корпорация Forth, управляющая торговыми автоматами Tao Bin, планирует выделить бизнес торговых автоматов и провести первичное размещение акций уже в этом году. Forth намерена расширить бизнес за границей, в том числе в Австралии и Индонезии, а также начать работу в Малайзии.
В Китае растет число «умных» торговых автоматов, принимающих мобильные платежи, такие как Alipay и WeChat Pay от Ant Group, а также оплату с помощью распознавания лица в основном на железнодорожных станциях.
Shanghai Hi-Dolphin Robot Technology выпускает торговый автомат, в котором робот готовит напитки за окошком. Автомат установлен в 30 городах Китая, а также экспортируется в 12 стран, включая США, Великобританию, Германию и Малайзию.
По данным лондонской компании Euromonitor International, занимающейся исследованием рынка, в течение пяти лет с 2022 года продажи «умных» торговых автоматов подскочат на 70% в Малайзии, на 40% в Китае и на 10% в Сингапуре и Таиланде.
Рынок выходит за рамки торговых автоматов, выдающих только напитки. Сингапурская компания SmartRx в марте запустила автомат, продающий рецептурные лекарства, в котором пациент может дистанционно поговорить с врачом из кабинки и получить рецепт на месте.
Торговые автоматы, продающие пищевые добавки, такие как витамины, встречаются в Малайзии. Компания YesHealth, которая управляет этими автоматами, установила больше 30 торговых автоматов с марта 2022 года. «В ближайшем будущем планируем открыть больше 100 точек в Малайзии», — заявили в компании.
Фактор, помогающий распространению «умных» торговых автоматов в Азии, — высокий уровень проникновения мобильных платежей. По данным американской компании Fidelity National Information Services, 44% платежей в магазинах в Азиатско-Тихоокеанском регионе приходится на мобильные платежи, что опережает показатели Северной Америки и Европы.
В развитых странах, где распространены традиционные торговые автоматы, принимающие наличные, сокращается их использование. В период с 2017 по 2022 год рынок сократился на 14% в Японии и на 17% в США, в Германии и Франции также наблюдается снижение.
Еще один фактор — уровень безопасности в Азии, не вызывающий беспокойств по поводу повреждения или взлома торговых автоматов. Индекс правопорядка Гэллапа, который показывает, как люди воспринимают общественную безопасность, составляет 94 в Восточной Азии и 86 в Юго-Восточной Азии, что выше, чем в Европе и США.
Недавнее повышение заработной платы и нехватка рабочей силы, вызванная пандемией, также послужили попутным ветром. Торговые автоматы не требуют затрат на оплату труда, занимают мало места, что снижает арендную плату, и легко работают 24 часа в сутки. В таких странах, как Китай и Таиланд, где рождаемость снижается, а жители стареют, потребность в вендинге становится всё ощутимее.
CP All — крупнейшая сеть круглосуточных магазинов в Таиланде, внедряет торговые автоматы, продающие закуски и ланчи в коробках в больше чем 10 тысячах магазинов 7-Eleven в попытке повысить эффективность на фоне растущих затрат на рабочую силу.
Япония, как производитель торговых автоматов, слабо представлена в остальной Азии, где многие «умные» торговые автоматы выпускают внутри стран или заказывают в Китае.
Компания Fuji Electric, которой принадлежит 70% внутреннего японского рынка торговых автоматов, продающих напитки, сосредоточилась на создании моделей, устанавливающих цены в зависимости от рыночных условий. Также компания спешно разрабатывает торговые автоматы, совместимые с мобильными бесконтактными платежами для зарубежных рынков.
В то время, пока розничная торговля ищет новое поколение форматов продаж, азиатская индустрия «умных» торговых автоматов будет продолжать лидировать в мире.
«Умные» торговые автоматы станут полезным активом для розничной торговли, поскольку с помощью автоматов изучаются тенденции потребления и покупок в разных регионах при минимальных инвестициях», — заявляет Кеничи Шимомура, руководитель отдела Азии и Японии немецкой консалтинговой компании Roland Berger.