И не только крупному ритейлу. Интересное исследование опубликовала компания TOMRA, однозначный лидер на рынке фандоматов ЕС. Если нивелировать некоторые особенности уклада жизни в Скандинавии и в Европе в целом в отношении России… то всё равно получаются интересные цифры и полезный опыт для розничной торговли.
В последнем отчете TOMRA изучалось влияние систем возврата залога в магазинах на европейских потребителей, которые перерабатывают (возвращают) более 50 контейнеров для напитков за раз, с целью помочь ритейлерам увеличить посещаемость и лояльность к своим магазинам.
В ходе исследования в онлайн-опросе приняли участие 1000 шведских, норвежских, финских, датских, немецких, голландских и словацких потребителей. Все потребители были в возрасте от 18 до 70 лет и утверждали, что возвращают контейнеры для напитков на переработку не реже одного раза в два месяца.
15% участников опроса описываются как «переработчики» с большими объемами, то есть они перерабатывают более 50 бутылок и банок каждый раз, когда посещают магазин, и имеют самый высокий потенциальный возврат залога. Эти потребители, как правило, моложе, живут в более крупных городах и более хороших районах, имеют доступ к автомобилю, и ежемесячно тратят больше денег на товары, такие как продукты.
В Норвегии, Дании и Швеции был отмечен самый высокий процент переработчиков больших объемов в общей численности опрошенного населения: 20%, 22% и 28% соответственно.
Судя по всему, 83% крупных переработчиков тратят возмещение залога в одних и тех же магазинах, что свидетельствует о том, что они возвращают тару и делают покупки в одной и той же поездке, и что, внедряя реверсивные торговые автоматы (фандоматы), розничные продавцы могут привлечь новых, заботящихся об окружающей среде клиентов.
Сообщается, что хорошо функционирующее оборудование для реверсивной торговли было наиболее важным фактором при выборе магазина для возврата тары среди крупных переработчиков. Это особенно явно в Словакии (73%), Финляндии (74%) и Германии (82%).
86% опрошенных потребителей, а также 91% опрошенных финских потребителей и 89% опрошенных норвежских и шведских потребителей назвали быстрое распознавание и обработку тары важной особенностью. Среди всех опрошенных потребителей преобладали реверсивные торговые автоматы с несколькими подачами: 81% норвежских, 79% шведских и 63% немецких потребителей склонялись к этой конкретной системе.
58 % опрошенных немецких потребителей и более 40 % их норвежских и словацких заявили, что длинные очереди или время простоя будут удерживать их от использования фандомата в конкретном магазине.
Чистота также была отмечена как важный фактор: крупные переработчики выразили желание иметь приспособления для мытья рук и мусорные баки рядом с торговыми автоматами.
Простота использования (89% всех опрошенных потребителей), возможность возврата всех типов контейнеров в один и тот же фандомат (83%), наличие персонала на случай возникновения трудностей (83%), возможность одновременной переработки нескольких контейнеров (67%). %, по сравнению с общей численностью участников исследования (48%), а также наличие нескольких автоматов по выдаче купонов (59% по сравнению с общей численностью участников исследования 48%) были среди других требований.
TOMRA надеется, что ритейлеры будут использовать эти результаты для улучшения своих предприятий по переработке и стимулирования крупных переработчиков приходить в их магазины, тем самым повышая лояльность и доход для своего бизнеса.
«Наше исследование было направлено на то, чтобы понять, чего потребители хотят от возврата тары в фандомат в магазине, — говорит Метте Мари Хейердал, руководитель отдела маркетинга TOMRA Collection. «Результаты опроса показывают, что клиенты, возвращающие отходы, приносят в магазины не только посещаемость, но и доход. Когда магазины инвестируют в свои средства обратной торговли, они получают жизненно важную возможность.
«Преобразовав наш отчет в действие в магазине, розничные продавцы могут использовать возможности обратной торговли и получить конкурентное преимущество для своего бизнеса, одновременно внося свой вклад в сокращение пластикового загрязнения в своем сообществе и внося изменения в окружающую среду.
Рассмотрение вариантов с несколькими подачами, таких как TOMRA R1, — это один из способов оправдать и даже превзойти ожидания крупных переработчиков. Обеспечение достаточного количества фандоматов для удовлетворения спроса, что они могут принимать все типы контейнеров, интуитивно понятных для клиентов, а время безотказной работы максимально — это тоже большой плюс.
Но независимо от того, какую настройку RVM вы выберете, обеспечение чистоты, порядка и минимального времени ожидания в зоне переработки дает клиентам положительный опыт и делает повторное использование почти решённым вопросом».
TOMRA заявила, что функциональные фандоматы были третьим по популярности соображением среди потребителей, стремящихся утилизировать пустую упаковку из-под напитков, с эффективностью, экологическими преимуществами и финансовыми стимулами, стимулирующими привычки потребителей к переработке.
В начале этого года компания представила пять новых концепций фандоматов (реверсивных торговых автоматов) для контейнеров для напитков, включая новые технологические разработки, внедрение искусственного интеллекта и ряд новых, ориентированных на устойчивое развитие проектов.
Понятно, что подобные исследования TOMRA, в первую очередь, проводит для увеличения продаж своих фандоматов на рынке ЕС. Тем не менее, тенденция и огромная доля правды в этих цифрах присутствует. Очень бы хотелось, чтобы в России не умерла тема с фандоматами (как часто это бывает при распилах бюджетных средств), а жила и развивалась количественно и качественно. Будем на это надеяться.