Рынок вендинга растёт в Петербурге опережающими другие отрасли темпами. Так, по оценкам экспертов, рост за прошлый год составил 27%. В 2024 году ожидается прирост на 14% — оборот этого бизнеса должен достичь 6,5 млрд рублей. Для расширения ищут новые ниши: Союз операторов торговых автоматов (СОТА), заручившись поддержкой в Совете Федерации, пытается опробовать в городе на Неве проект «Вендинг в школах», установив в образовательных учреждениях около 2 тыс. аппаратов с какао, горячим шоколадом и снеками. Однако инициаторы столкнулись с серьёзным противодействием со стороны комбинатов школьного питания, говорят в СОТА. Представители школ это подтверждают.

По данным исследования компании «Вендекс», оборот рынка вендинга в Петербурге за 2023 год вырос с 4,5 млрд до 5,7 млрд рублей, то есть на 27%.

Старший преподаватель кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве России Оксана Полищук прогнозирует, что оборот в этой сфере за 2024 год увеличится на 14% и достигнет 6,5 млрд рублей. К слову, отрасль активно растёт во всем мире. Согласно прогнозам консалтинговой компании Fior Markets, мировой рынок вендинга вырастет до $160,9 млрд уже к 2032 году, а прирост в среднем будет равняться 10,8% в год.

Тяга к образованию

Операторы рынка стремятся расширять присутствие в Петербурге в том числе и за счёт образовательных учреждений. В 2023 году комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию поддержал проект Союза операторов торговых автоматов (СОТА) и KiT Vending (ООО «КИТ ИНВЕСТ») по размещению в школах автоматов с едой, разослав рекомендательные письма во все региональные министерства образования. Пилотным городом стала Северная столица: официальный партнёр СОТА ASP Vending (ООО «АСП Групп Юг») установил автоматы в школе № 257 Пушкинского района.

Всего в 680 школах городе на Неве в течение двух лет может появиться около 2 тыс. вендинговых автоматов с какао, горячим шоколадом и снеками. Инициаторы проекта говорят, что это принесёт примерно 1,5 млрд рублей выручки, а образовательные учреждения после реализации идеи начнут ежегодно получать 150 млн рублей прибыли.

Пока, однако, темпы установки аппаратов не очень высокие.

Проект находится в подвешенном состоянии из-за нехватки компаний с правом установки аппаратов, сказал председатель правления СОТА Кирилл Хватов. По его словам, участниками могут стать только члены Союза операторов торговых автоматов. Они же и оплачивают аренду места в учебном заведении. В среднем, по словам господина Хватова, это обходится в 5 тыс. рублей в месяц.

«Реализовать проект в школах могут только крупные операторы, у которых хватает финансовых ресурсов для закупки необходимого количества автоматов и их качественного обслуживания. Чтобы гарантировать результат, берём только участников союза. Мы и на Совете Федерации представляли его как проект СОТА, где поставки осуществляют наши члены»,- объясняет председатель правления СОТА. Предприниматели рассчитывают заключать договоры со школами минимум на три года, чтобы инициатива окупилась.

«В Петербурге мы уже выполнили первый пилот и видим открытые ворота новых возможностей. Наш проект принесёт дополнительный доход в школьные бюджеты. 5% от выручки автомата идет школе, что, несмотря на вроде маленький процент, довольно большие деньги. Итоговая прибыль может доходить до сотен миллионов рублей»,— уточняет управляющий партнёр ASP Vending Александр Шулаков.

«Петербург хоть и довольно медленно, но помогает. Нас поддерживает администрация. В ближайшее время мы собираемся совместно разработать дорожную карту для проекта»,- добавил господин Шулаков.

Без энтузиазма

Впрочем, городские власти проект комментируют достаточно сухо. В комитете по образованию Петербурга утверждают, что установка вендинговых автоматов в школах регулируется на локальном уровне — уставом каждого учебного заведения. На том же уровне определяется и срок, на который устанавливается вендинговый автомат.

Как говорят в СОТА, в петербургских школах уже установили около 100 вендинговых аппаратов, но проект затормозился из-за проблем с комбинатами питания, которые организуют работу столовых.

«В Петербурге мы столкнулись с серьёзным противодействием комбинатов школьного питания и обычным набором бюрократических барьеров от чиновников из сферы образования. Работа по реализации проекта идёт сложно и медленно»,- рассказал господин Хватов.

Он уточнил: после запуска комбинаты отправили провокационные письма участникам проекта и в школы, где могли бы установить вендинговые автоматы.

«Комбинаты начали переживать, что потеряют клиентов. Они оказывали давление на директоров школ неофициальными письмами, после чего те стали отказываться от сотрудничества»,- вспоминает господин Хватов.

Эту информацию отчасти подтверждают в учебных заведениях. Как сообщила сотрудница одной из школ Фрунзенского района, определённое противодействие установке вендинговых автоматов действительно есть. «У нас аппараты не стоят, однако, как рассказывала директор другой школы в нашем районе, они поставили вендинговые автоматы и были ими довольны. Но потом «сверху» пришло письмо, что для работы аппаратов не оформлены должным образом документы, и все пришлось демонтировать»,- отметила собеседница на условиях анонимности.

Член постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Александр Шишлов скептически отнёсся к проекту «Вендинг в школах».

«Не вижу оснований для централизованного внедрения вендинговых автоматов во всех петербургских школах. В разных школах существуют разные потребности, разные приоритеты. Полагаю, что подобные вопросы следует обсуждать на школьных советах и принимать решения с учётом интересов и мнений родителей, учителей и учащихся. Коммерческие интересы здесь не должны быть решающим фактором»,- уточнил господин Шишлов.

Цена вопроса

В 2023 году средняя стоимость вендингового аппарата в Северной столице составляла около 270 тысяч рублей, с начала 2024-го сильных колебаний цен не происходило.

Наиболее крупные российские производители среди местных ресейлеров — АО «Ювенко», которое управляет петербургским заводом Unicum, «Мегас Вендинг» (ООО «Мегас») и компания по выпуску кофейных автоматов ООО «Петро-Сервис».

На отечественные предприятия приходится лишь треть продаж оборудования, а основная часть остаётся за Китаем. По словам госпожи Полищук, уход американских и европейских компаний из ниши объясняется санкциями 2022 года и ростом курса валют.

«Пока российским компаниям не удалось заменить европейские автоматы в премиальном сегменте. У зарубежных производителей лидирующие позиции занимают итальянские Saeco и Necta, швейцарская Franke и американская Vendo»,- дополняет госпожа Полищук.

Источник: Коммерсантъ