ГК «РеалЪ» Александра Мышинского намерена нарастить долю на рынке вендинговых кофейных автоматов. Компания вышла в сегмент вендинга по продаже кофе в Москве и планирует за следующий год увеличить число кофемашин в Петербурге до 900. Только на расширение в Северной столице проект потребует около 30 млн рублей инвестиций.

ГК «РеалЪ» начала развивать вендинговое направление с закупки и обжарки кофе, а позже закупила и установила в Петербурге собственные кофемашины. Сейчас у компании около 800 аппаратов в Петербурге. Они установлены в собственных магазинах сети, других торговых точках, гостиницах, офисах и общественных локациях. Также действовал договор с АЗС «Лукойла», но он завершился.

Как рассказал «Новому проспекту» совладелец и гендиректор ГК «РеалЪ» Александр Мышинский, в 2025 году «РеалЪ» планирует установить ещё около 100 новых аппаратов в Петербурге. Кроме того, в конце ноября компания вышла на рынок Москвы. Сколько аппаратов будет установлено в столице, пока не сообщается.

Бизнес вокруг кофе

Инвестиции в приобретение и установку одной кофемашины составляют около 300 тыс. рублей. Таким образом, вложения ГК «РеалЪ» в развитие данного направления только в Петербурге в следующем году составят около 30 млн рублей.

Как рассказал Александр Мышинский, компания предоставляет кофемашину контрагенту бесплатно или в аренду с условием покупки у неё определённого объёма кофе для торгового автомата. «Мы сами закупаем зелёный кофе и обжариваем его, что позволяет делать цены на эту продукцию конкурентоспособными», — поясняет Александр Мышинский.

Постоянно растущие цены на зерновой кофе, высокие процентные ставки и отсутствие игроков, которые занимали бы более 50% рынка вендинга, делают данное направление привлекательным, отметил Александр Мышинский. По его словам, на рынке есть несколько крупных компаний, но сегмент пока не консолидирован. «Нам есть куда расти, тем более что кофе на вынос сохраняет популярность», — отметил он.

Рынок выходит из тени

Аналитики подтверждают, что рынок вендинга, и в частности рынок по продаже кофе из автоматов, будет расти. По данным президента Союза операторов торговых автоматов (СОТА) Леонида Нестеренко, рынок вендинговых автоматов в России вырос в 5 раз за последние 5 лет.

«Официальный объём выручки в сегменте превышает 20 млрд рублей, но по факту он может быть и больше. При этом на долю кофейных аппаратов приходится около 40% рынка», — говорит он.

В Петербурге рынок вендинга в 2023 году вырос на 27%, до 5,7 млрд рублей, подсчитали в компании «Вендекс». Крупные игроки, в том числе в Петербурге, — российская компания «Ювенко», которая также занимается производством кофемашин, а также компания по выпуску кофейных автоматов «Петро-Сервис», «Мегас Вендинг» и другие.

По словам Леонида Нестеренко, фактически рынок вендинговых автоматов стал выходить из тени и становиться прозрачным только с 2020 года, когда его операторы стали переходить на единый ОКВЭД. А популярность вендинговых автоматов, по его мнению, связана с низкими затратами на запуск и обслуживание машин, а также отсутствием персонала.

Китайские машины и ГОСТ

Отечественное оборудование, по данным участников рынка, составляет лишь треть рынка вендинговых аппаратов. Остальное — это машины из Европы и Китая.

«Ранее мы закупали в основном итальянские кофемашины. Но оказалось, что китайское оборудование не уступает им по качеству, а кофе в нем получается не хуже. Кроме того, нет проблем с закупкой запчастей и обслуживанием китайских кофемашин», — рассказал Александр Мышинский.

Представители компании Vend Market (оператор по установке и обслуживанию торговых автоматов в Петербурге и Ленобласти) также сообщили, что по объективным причинам стали переходить на китайские аппараты, которые не уступают европейским по качеству.

«Конкуренция между компаниями, которые устанавливают аппараты, большая, но продажи нарастить можно. Есть спрос и на установку аппаратов, и на кофе на вынос. Цены приходится повышать, но на продажах это не сказывается», — отмечают в Vend Market.

По словам независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, перспективы для роста есть у тех операторов, которые устанавливают кофемашины в правильных местах с хорошим трафиком и качественно их обслуживают.

«Также важно, чтобы аппараты были просты в применении. А цены на кофе должны быть разными: одни для дорогих бизнес-центров, другие для небольших торговых центров», — считает Михаил Лачугин.

По мнению Леонида Нестеренко, новый импульс развитию рынка вендинга могут дать чёткие и понятные правила игры на нем.

«Наш союз разрабатывает ГОСТ для работы вендинговых аппаратов. Его необходимость уже давно назрела, поскольку требования к аппарату, который не нуждается в обслуживании, одни, а требования к аппарату, с которым работает бариста, совсем другие. Отдельно в ГОСТе пропишут требования к вендинговым аппаратам в школах. Они должны быть максимально жёсткими», — поясняет Леонид Нестеренко.

По его словам, участники рынка хотели бы, чтобы государство относилось к рынку вендинга так же, как к отрасли общепита и туризма. «Но пока это не так», — заключил он.

Дорогой, но доступный

Кофе сорта арабика опять подорожал. По данным Bloomberg, поставки арабики из Бразилии скоро сократятся из-за сильной засухи, с которой страна столкнулась в текущем году. Пострадал и урожай кофе сорта робуста во Вьетнаме из-за неблагоприятных погодных условий. Тем не менее участники рынка вендинговых услуг пока не унывают и полагают, что потребление кофе в ближайшее время не снизится. Более того, у кофе из автоматов и кофе от бариста есть свои чёткие аудитории, которые не меняются даже во время кризиса.

«Всегда есть потребители, которые готовы покупать кофе, приготовленный бариста, но также есть те, кто не хочет ни с кем разговаривать и покупает напитки в вендинговых аппаратах», — пояснил один из участников рынка.

Источник: Newprosppect