Производители кондитерской продукции вновь повышают отпускные цены, в этот раз на 5-15%. Главная причина — рост затрат на сырье: за год некоторые ингредиенты подорожали в два-три раза. Производители шоколада начали прибегать и к уже испытанному методу управления расходами, уменьшая размер упаковки. Так вес части продукции под брендами «Аленка», «Вдохновение» и «Бабаевский» может снизиться на треть.
Три производителя кондитерских изделий, включая фабрики «Нева» (выпускает зефир, пастилу, мармелад), «Микаелло» (фрукты и орехи в шоколаде) и «Сладкая слобода» (производитель печенья), в феврале провели повышение отпускных цен, следует из их писем ритейлерам. Получение уведомления подтвердил собеседник “Ъ” в одной из крупных торговых сетей. «Сладкая слобода» скорректировала цены на 6-15%, «Микаелло» на 5–10%. «Нева» в обращении к ритейлерам новую ценовую политику не привела.
«Нева» в обращении указывает, что стоимость яблочного пюре, используемого, в частности, в производстве зефира, по итогам прошлого года выросла для производителей на 96%, арахиса на 50%, изюма на 35%. Какао-порошок подорожал более чем втрое, заменитель какао-масла на 32%, ароматизаторы и красители на 25%, пектин на 23,8%. Кондитеры сталкиваются с ростом транспортных тарифов и необходимостью повышать зарплаты.
В «Сладкой слободе» обращают внимание на 15-процентное повышение стоимости муки, растительных жиров на 40–70%, а меланж подорожал в полтора раза. Зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов констатирует, что удорожание сырья, рост кредитной нагрузки, стоимости логистики поставок серьёзно влияют на себестоимость: «Сети не будут рассматривать необоснованное повышение цен». Эксперт отмечает, что средняя стоимость какао-бобов на бирже выросла на 19,6% год к году, до $8 тыс. за тонну. Мука высшего сорта подорожала на 16%, до 26,2 тыс. руб.
Увеличение отпускных цен не единственный инструмент, которым производители кондитерских изделий пользуются в связи с ростом затрат. Ритейлеры также получили презентацию, подразумевающую, что вес части ассортимента плиток шоколада «Алёнка», «Бабаевский» и «Вдохновение» будет снижен.
Упаковки в 200 г могут быть заменены на 180 и 150 г, 100 г на 90 г, 90 г на 75 г, 60 г на 40 г. Таким образом, вес плиток снизится в среднем на 10–33%.
Производители давно прибегают к снижению веса товара в упаковке, это «шринкфляция», говорит руководитель Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров. Хотя обычно бизнес, по его словам, ограничивается 10-процентной коррекцией. «Тенденция в полной мере актуальна и для категории сладостей, где «усыхание» стало одним из основных инструментов скрытой инфляции: цена на полке не растёт, но потребитель все равно получает меньше»,- рассуждает эксперт. Другим методом манипулирования ценой господин Гафаров называет изменение качественного состава: «В случае с шоколадом речь может идти о частичной замене какао-масла на дешёвые аналоги».
Несмотря на возникшие у производителей сложности, потребительский спрос на сладости продолжает расти. В аналитической компании «Нильсен» отмечают, что продажи кондитерских изделий в целом по итогам прошлого года выросли на 1,7% в натуральном выражении и на 11,4% в деньгах. В исследовательской компании NTech отмечают рост спроса в натуральном выражении на 6,4%. Самое заметное увеличение показали зефир (на 21,9% год к году) и шоколадное драже (на 15,9%).
Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев обращает внимание на то, что даже несмотря на существенное инфляционное давление, рост отпускных цен производителей в категории сладостей остаётся достаточно сдержанным. Это, по его мнению, продиктовано высокой конкуренцией на рынке кондитерских изделий и стремлением бизнеса сохранить своего потребителя. На этом фоне эксперт сомневается, что дальнейшая коррекция цен может привести к снижению продаж.
Ранее производители Snickers и Oreo предупредили о подорожании на 5-20%. Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов, в свою очередь, предложил рассмотреть возможность введения превентивного запрета на шринкфляцию выпускаемых в России шоколадных изделий. Как отмечается в письме парламентария, по прогнозам Финансового университета при правительстве Москвы, в 2025 году шоколад из какао-бобов в российских магазинах подорожает на 15-25%.
Среди причин — увеличение затрат на сырьё для шоколада из-за неурожая какао-бобов в странах Западной Африки, являющихся ключевыми поставщиками этих семян по всему миру. По мнению экспертов, производители шоколада будут вынуждены повышать цены, искать резервы для сокращения издержек, в том числе не исключено ухудшение качества продукции. Также, по словам Чернышова, допускается рост шринкфляционных явлений.
«Напомню, что явление шринкфляции уже широко проникло в отечественную экономику. Моя команда провела ряд исследований (июль 2023 года и май 2024 года), в ходе которых выяснилось, что 87% ассортимента молочной продукции в супермаркетах представлено в упаковках объёмом 925-950 мл (при визуальном совпадении с «честным» литром), популярные крупы расфасованы в пачки по 450 и 900 г вместо привычных 500 и 1000 г в 97% случаев», — рассказал парламентарий.
В связи с этим он обратился к главе ФАС с просьбой обратить внимание на прогнозы экспертов и рассмотреть возможность введения превентивного запрета на шринкфляцию выпускаемых в России шоколадных изделий.
Источник: КоммерсантЪ и RT