2024 год оказался непростым для вендинговой отрасли Италии: оборот сектора составил около 1,6 млрд евро (-1,62%), потребление упало до 3,8 млрд (-3,74%), парк машин также сокращается (808 631 дистрибьютор на территории, -2,71%). Рынок OCS (офисный кофе: кофе и другие горячие напитки в капсулах и пакетиках) стабилен, его оборот в 2024 году превысил 401 млн (+0,96%), а объём потребления превысил 1,11 млрд (+0,86%). Таким образом, общий оборот сектора составляет 1,9 млрд евро, а объем потребления более 4,9 млрд евро. Такой вывод сделан в результате отраслевого исследования, проведённого компанией Jakala для CONFIDA, Итальянской вендинговой ассоциации.
Основное влияние на результаты сектора оказало общее замедление темпов роста итальянской экономики, особенно в производственном секторе, на долю которого приходится 30% потребления в вендинговых автоматах.
Снижение коснулось всех видов продукции: от горячих напитков (-3,4%) до холодных (-4,51%), от закусок (-4,68%) до мороженого (-34,84%). Среди горячих напитков даже кофе, король потребления в торговых автоматах, в 2024 году столкнулся с замедлением (-2,93%) из-за возобновления «умной» работы и увеличения выплат по выходным пособиям, что привело к сокращению числа работников на предприятиях и, соответственно, потребления.
Частые дожди и в целом более мягкие температуры, чем в другие годы, летом привели к снижению потребления холодных напитков, включая такие продукты, как минеральная вода (-3,5%), газированные напитки (-8,14%) и холодный чай (-13,54%). Среди газированных напитков продажи напитков со вкусом колы снизились почти на 5%, что более умеренно, чем в других категориях, благодаря более лояльной клиентской базе и наличию меньшего количества возможных альтернатив, которые, например, ставят в невыгодное положение напитки со вкусом апельсина (-20,22%).
Среди закусок, ещё одной лидирующей категории для торговых автоматов, существенный вес имеют отрицательные показатели шоколадных закусок (-36,65%) и более ограниченные показатели свежих продуктов (-3,25%). С другой стороны, сладкие закуски (+6,71%) продемонстрировали положительные результаты, обусловленные отличными результатами (+24%), батончиков (+7,2%) и круассанов (+6,6%), которые выигрывают за счёт хорошего баланса между удобством, вкусом и сроком хранения.
Сектор солёных закусок стабилен (+0,43%), где спад в сегменте более традиционных продуктов, таких как чипсы (-0,53%), крекеры (-3,93%), скиаччиатин (-2,74%) и таралли (-1,7%), компенсируется ростом в категории сухофруктов и орехов (+15,9%), которые ценятся за свою сбалансированность, а также других солёных закусок (+6,75%).
«Из предварительных данных за первые три месяца года следует, что негативная тенденция, зафиксированная в 2024 году, по-видимому, сохранится и в 2025 году, — комментирует Массимо Траплетти, президент CONFIDA, — и мы прогнозируем сокращение потребления ещё на -5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причины этого спада многочисленны и взаимосвязаны: спад промышленного производства, рост выплат по выходным пособиям, возобновление умной работы и инфляция, которая привела к снижению покупательной способности потребителей в Италии. Чтобы справиться с этой ситуацией, сектор должен оставаться сплочённым, сосредоточиться на инновациях и потребителях».
Для поддержки вендинговых компаний CONFIDA инвестировала в ряд конкретных и стратегических проектов, направленных на повышение конкурентоспособности компаний, внедрение инноваций в потребительский опыт и укрепление всей цепочки поставок. Среди них «инвестиции в обучение кадров в нашем секторе, — заключает президент Траплетти, — сотрудничество с университетами и исследовательскими центрами для глубокого изучения изменений в привычках потребителей, произошедших в потребительском секторе, и разработка электронных методов оплаты с помощью приложений, которые быстро распространяются в секторе».