Япония, имеющая более 4 миллионов торговых автоматов, продолжает служить примером интеграции вендинга как в городской ландшафт, так и в потребительскую культуру. Вендинговая торговля в Японии является частью повседневной жизни.
Четыре миллиона торговых автоматов установлено по всей стране (один на 30 жителей ), к примеру в той же Италии 1 торговый автомат приходится на 75 жителей, а в России 1 торговый автомат на 600 жителей. В Японии практически нет случаев вендингового вандализма. Выбор такой же разнообразный и обширный, как и сама страна (рамэн, суши, консервированный кофе, живые крабы, мобильные телефоны, сувениры…). Это, просто, Япония.
Любой, кто приезжает в эту страну, подтверждает это: они на годы опережают нас. Эта автоматизированная модель потребления, основанная на эффективности, социальном доверии и удобстве, уже много лет интегрируется в повседневную жизнь японцев. И она продолжает это делать, предлагая новые услуги и слияния с умным городом.
В Японии вендинг буквально на каждом углу: на вокзалах, в сельской местности, в гостиницах, образовательных центрах, частных домах, в переулках… Поэтому неудивительно, что в стране насчитывается более 4 миллионов торговых автоматов, о которых мы упоминали в начале.
И хотя в Европе торговые автоматы растут количественно и качественно, больше всего удивляет в японцах степень стандартизации, адаптации и специализации их бизнес-модели. Возможно, потому что это торговый автомат, действительно разработанный для пользователя. Там предложение меняется в зависимости от сезонности, температуры, особых дней в стране, новых тенденций… это более эмоционально неконтролируемый опыт.
Начиная с сообщества
Все это приводит нас к следующей предпосылке: одним из самых явных компонентов успеха японской модели является капиллярность системы и её открытость для мелких предпринимателей. В Японии мы можем видеть торговые автоматы, управляемые непосредственно жителями в жилых районах, выдающие местные продукты или даже продукцию собственного производства.
В этом смысле существуют также торговые автоматы, которые действуют как специализированные мини-магазины, способные проверять возраст для продажи алкоголя или табака, управлять бесконтактными платежами или принимать несколько языков. Это инновации, которые, по сути, уже есть и в Европе (биометрическая проверка возраста).
В этих случаях разница в цене минимальна по сравнению с традиционными магазинами. Здесь важна близость; это главная ценность.
По сути, японская вендинговая торговля — это осязаемое выражение культуры, основанной на эффективности, уважении и минимальном социальном трении. И безопасности, потому что машины создают этот умный город, и никто их не трогает… не потому, что за ними ведётся наблюдение, а потому, что они даже не думают об этом: это не оправдано ни этически, ни культурно.
Этот опыт должен вдохновить нас и помочь нам сформировать возможный горизонт для других рынков: создание сети умных, доступных и удобных для пользователя решений. Услуга, способная адаптироваться к местному контексту без потери эффективности… и тем более эмоций.