Кофейни постепенно становятся неотъемлемой частью жизни россиян. Кто-то ходит сюда, чтобы встретиться с друзьями, другие назначают встречи с клиентами и партнерами, третьи просто отдыхают за чашечкой вкусного ароматного кофе, размышляя о жизни. Посещаемость кофеен с каждым годом растет высокими темпами. За последние пять лет исключением стал только 2009 год, когда кризис негативно повлиял на благосостояние россиян. Вследствие этого ходить в кафе стали намного реже или перестали вообще: в среднем в этот период посещаемость кофеен упала на 20-30%. Однако несмотря на трудный период, в настоящее время основные участники рынка отмечают улучшение ситуации и прогнозируют выход на докризисные темпы развития в ближайшие годы.
По данным маркетингового исследования, проведенного компанией IndexBox в 2010 году, до кризиса российский рынок кофеен развивался довольно высокими темпами: в среднем рост составлял 136% в год. В 2009 году произошло падение на 23%. За период с января 2009-го по июль 2010 года наименьших показателей рынок кофеен достиг в первом квартале 2009 года, составив $ 152,44 млн.
Ситуация постепенно улучшалась, и к третьему кварталу текущего года объем рынка кофеен уже достиг $ 185,96 млн.
На данный момент в России насчитывается около 3 тысяч кофеен. Насыщенность исследуемого рынка невысока, и потенциал развития огромен: на 100 тысяч жителей страны приходится 2 кофейни. Основная часть заведений расположена в Москве и Санкт-Петербурге – рынки этих городов насыщены на 70%. В ближайшие годы многие сети кофеен планируют выход на региональные и даже зарубежные рынки.
Средний чек в российских кофейнях варьируется от 300 до 600 рублей – в основном это зависит от ассортимента, предлагаемого заведением, от его позиционирования на рынке и известности сети. Все представленные на рынке кофейни можно разделить на заведения, ориентированные на аудиторию с доходами выше среднего и на аудиторию с доходами среднего уровня. К кофейням, рассчитанным на посетителей с высоким уровнем дохода, – от 45 тысяч рублей на человека – можно отнести Traveler’s Cafe, «Триумф» и «Фокус». Аудитория со средним уровнем дохода – от 20 тысяч до 45 тысяч рублей на человека – предпочитает «Шоколадницу», «Кофе Хаус» и другие.
Кофейни «выше среднего» со средним чеком более 600 рублей занимают 13% рынка.
На заведения, средний чек которых варьируется от 450 до 600 рублей, приходится 25% рынка, а на кофейни со средним чеком от 300 до 450 рублей – 62% рынка.
Заведения «выше среднего» ориентируются на качество предлагаемой продукции и высокий уровень обслуживания. Кофейни «среднего уровня» предлагают традиционный ассортимент, обладающий хорошими потребительскими свойствами.
Как уже говорилось, самые насыщенные кофейнями города – это Москва и Санкт-Петербург. На столичном рынке 60% в стоимостном выражении приходится на крупные сетевые кофейни, такие, как «Шоколадница» и «Кофе Хауз», Небольшие сети – например, Costa Cofe, «Кофеин», «Кофемания» – занимают 20% рынка. Оставшиеся 20% приходятся на одиночные кафе. В Санкт-Петербурге большая часть рынка – 65% – принадлежит крупным и мелким сетевым кофейням, причем наиболее значительные доли занимают лидеры московского рынка – «Шоколадница» и «Кофе Хауз». Остальная часть рынка принадлежит несетевым заведениям.
Всего в Москве насчитывается около 400 кофеен, а в Санкт-Петербурге – около 350. Однако потенциальная емкость рынков обеих столиц составляет 2 тысячи кофеен – в каждом из городов. Для сравнения, в Милане и Нью-Йорке на 100 тысяч жителей приходится соответственно 135 и 27 кофеен, тогда как в Москве – лишь 4 заведения.
Самыми популярными кофейнями в России являются «Шоколадница», «Кофе Хауз», Mac Cafe, Costa Cafe, Starbucks Coffee, Traveler’s Cafe, «Идеальная чашка», Coffee Bean, «Кофеин» и «Кофемания». Лидерами являются: «Шоколадница» и «Кофе Хауз», доли которых составляют соответственно 17 и 14% российского рынка в стоимостном выражении.
На каждую из оставшихся кофеен приходится менее 1% рынка.
В настоящее время в России действует 230 кофеен «Шоколадница». Основная часть кофеен этой сети сосредоточена в Москве и Московской области – 150 заведений, расположенных в исторических частях города, крупных столичных и подмосковных торговых центрах, аэропортах и бизнес-центрах. Также кофейни сети распространены в таких городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Кемерово, Нижний Новгород, Новосибирск, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Череповец, а также в Севастополе и Ереване. В планах руководства, к концу 2010 года довести число кофеен «Шоколадница» до 276, а впоследствии – выйти на рынки Китая, Казахстана, Индии, Греции, а также Ближнего Востока и стран Персидского залива.
Второе место на российском рынке кофеен занимает компания «Кофе Хауз. Эспрессо и Капучино Бар». На сегодняшний день – это одна из крупнейших сетей России, насчитывающая 211 кофеен. При этом 101 заведение располагается в Москве, а остальные распределены по таким городам, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Киев. В 2010 году «Кофе Хауз» планирует открыть еще 10 новых кофеен сети в Москве и Санкт-Петербурге.
Помимо двух лидеров на территории России достаточно широко представлены сети Mac Cafe и Traveler’s Cafe. На данный момент в России работает 40 кофеен Mac Cafе – из этого числа 19 расположены в Москве и Московской области. Также заведения этой сети работают в Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Пензе, Рязани, Уфе и Ярославле. Что касается Traveler’s Cafe, то сейчас сеть насчитывает 31 кофейню в таких городах, как Москва, Бердск, Горно-Алтайск, Калуга, Кемерово, Красноярск, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Танай, Томск, Тюмень и Баку.
Российский рынок кофеен активно выходит из кризиса: по прогнозам его участников, рост за 2010 год составит 106%, а в 2011 году он достигнет 110%. Такое развитие ситуации на рынке эксперты связывают с постепенным ростом благосостояния россиян. Клиенты, на время отложившие походы в кафе, возвращаются и включаются в потребление. Однако чтобы не спугнуть вновь прибывших посетителей, кофейням необходимо на какое-то время немного снизить цены, так как уровень доходов населения еще не достиг докризисных показателей.
Исследование IndexBox