Современные технологии дошли до новых вершин, и теперь покупателям обычных торговых точек доступны функции, которые раньше были возможны только в интернет-магазинах. «Умные» заведения постепенно завоевывают популярность.
Уже много лет предприниматели в сфере торговли стремятся снизить расходы и увеличить прибыль за счет внедрения новых технологий. Так появились терминалы самообслуживания, где покупатель может расплачиваться за товары без помощи кассира, и специальные весы, которые, взвесив товар, печатают этикетки с его ценой — таким образом клиенты не нужна помощь продавца и не нудно стоять в очереди, чтобы взвесить пакет яблок. Во многих торговых залах к стенам прикреплены сканеры штрих-кодов — они предназначены для того чтобы посетители могли узнать цену и наименование товара, если на нем случайно не оказалось соответствующей бирки. Все это уже довольно давно применяется к торговли, и люди уже привыкли пользоваться этими устройствами. Однако «умные магазины» пока что для многих в новинку.
Концепция таких заведений заключается в том, что с помощью специальных «смарт-меток» можно отслеживать перемещение единицы товара по залу. Система видит, когда покупатель кладет что-то в тележку и может, к примеру, что-то порекомендовать ему посредством встроенного дисплея. Такой прием давно применяется в интернет-магазинах: покупателям советуют те или иные товары, проанализировав его предыдущие заказы. Для «оффлайновых» торговых заведений это редкое нововведение. Для оплаты используется платежный терминал, а за тем, чтобы покупатель ничего не вынес из зала, не заплатив, следит автоматизированная охранная система, которая также реагирует на сигналы «умных меток».
Такая система организации торговли имеет множество преимуществ. Так, появляется возможность быстрого обслуживания покупателей, а это значит, что очереди практически исчезнут. Можно избежать воровства со стороны персонала — увы, в крупных торговых сетях, где наблюдается большая текучка кадров, это очень частое явление. Наконец, автоматизация дает невероятный простор для маркетинговых исследований и для продвижение товаров прямо на месте продаж. Система постоянно собирает данные о пристрастиях покупателей, и в то же время можно предлагать им новые товары и услуги прямо в процессе покупок.
Однако все имеет две стороны, и у «умных магазинов» есть и свои недостатки. К примеру, есть возможность замены меток на товаре, как следствие, продукты будут перепутаны. Снижение затрат на персонал на деле не ощущается: вместо кассиров и консультантов приходится нанимать специалистов, обслуживающих технику. Платить таким работниками придется больше, с другой стороны, создание рабочих мест для квалифицированных сотрудников — это социально значимое достижение.