В конце прошлого года американский производитель Keurig выпустил новую модель кофеварки с индексом 2.0. Чтобы сварить в ней кофе, необходимо было использовать исключительно «лицензионные» кофейные брикеты, которые выпускала та же самая компания. На лицевой стороне брикета находилась специальная наклейка, которая считывалась сканером кофеварки и, если брикет оказывался «пиратским», то варить кофе аппарат отказывался. Обход этой примитивной защиты был быстро обнаружен «хакерами», которые даже создали для него специальный сайт keurighack.com.
Оказалось, что прикрепив наклейку с лицензионного брикета с кофе на любой другой, можно легко обмануть аппарат. Некоторые конкуренты Keurig даже организовали на этом свой бизнес. В деталях процесс «взлома» выглядит так:
Несмотря на откровенно жалкую «DRM», покупатели отреагировали на эту историю с изрядной долей раздражения: продажи кофеварок Keurig 2.0 и сопутствующих аксессуаров резко рухнули за несколько месяцев на 23%. Одновременно с ними на 9% упала и рыночная цена акций Keurig. Это обстоятельство заставило CEO компании Брайна Келли объявить о том, что отныне в кофеварках компании можно будет варить кофе любого производителя в мире.
Интересно, что Келли признал ошибочность решения своей компании о применении «DRM» именно в ответ на реакцию «инициативной части покупателей», которая смогла заставить Keurig изменить модель кофеварки. Компания-конкурент TreeHouse Food ранее подавала в суд на Keurig, считая, что «кофе-DRM» не является необходимой технологией и вредит здоровой конкуренции. Сумма иска составила солидные $100 млн, однако решающей, как видно, оказалась реакция рынка. Бизнес по продаже кофейных брикетов Keurig в прошлом году принёс доход в $3.2 миллиарда.
Производители кофеварок не одиноки в попытках защитить свой бизнес таким специфическим образом. Ранее сообщалось, что производитель автоматических туалетов для кошек CatGenie продаёт картриджи для их очистки со специальными RFID-метками, следящими, чтобы картридж нельзя было заправить незапатентованными средствами.