Вы, конечно, знакомы с фразой «деньги правят миром», в Америке это выражение звучит немного иначе «наличные правят миром», похоже, что это выражение уже сегодня не актуально и для вендинга в том числе, но, пока не в России. Альтернативы наличным деньгам — они есть, они неизбежны, их всё больше.
Всё началось, если говорить о недавнем прошлом, с банковских карт, затем появились такие платёжные инструменты, как PayPal, Venmo, Apple Pay, Google Wallet, и последний писк платёжной моды Bitcoin. Уже сегодня новые методы хранения финансов и оплаты наводнили мировой рынок, судьба наличных денег практически предрешена. Сохраните пару купюр, потом ваши внуки и правнуки с интересом их будут рассматривать!
Наличные пока не безоговорочно капитулировали, но всё к тому идёт, осталось 5-7 лет до практически полного исчезновения наличного метода и хранения и оплаты денежными средствами. В прошлом году, исследование Bankrate поведало о том, что 40% американских потребителей не хранят «в кармане» более 20 долларов. Около 9% опрошенных заявили, что они не пользуются наличными и вовсе.
Да, к сожалению, в России подобные исследования хаотичны или не проводятся вовсе, потому рассмотрим судьбу наличных на примере пары известных нам стран, трендовых в этом вопросе… по сути, Российский рынок платежей ожидает то же самое, правда, с задержкой на 5-7 лет, как обычно.
Согласно данным Федеральной резервной системы США, сегодня наличные используются в 40% всех сделок в США, но это лишь 14% от общего объема платежей в стране. Это означает, что люди все чаще используют виртуальные деньги и методы оплаты, наличные сегодня используют в основном для незначительных покупок, утренний кофе, например. Хотя, тем кто предпочитает кофе из торгового автомата — вендинг-сообщество не даёт расслабляться и всё более агрессивно вводит системы различных безналичных платежей.
66% потребителей пользуются наличными в пределах от 0 до 10 долларов, менее 12% покупателей в США пользуются наличными при покупках свыше 100 долларов. Т.е. сопоставляя с российской действительностью… это примерно, как если бы лишь 10-12 процентов россиян держали «в кармане» и использовали при покупках более 7000 рублей. Согласитесь, что в России такой процент куда больше, и быть может даже в разы. Тому много причин — и экономическая составляющая и любовь к наличным и недоверие ко всему антиналичному в том числе.
Так что же приходит на смену наличным? Очевидный ответ — банковские карты, но, не всё так однозначно. Только около 42% всех покупок проходят по банковским картам, что составляет 34% от общего объема платежей. Мы пока всё ещё говорим о США. Новые игроки на рынке: Apple Mobile и электронные платежи Apple Pay, Google Wallet, Venmo, PayPal, и многие другие… теснят банковские карты, как метод оплаты. Уже около 14% семей в США связывают свои кредитные карты с Apple оплатой, и существует более чем 173 миллионов активных счетов PayPal. Востребованность новых сервисов растёт.
А что происходит с наличными, в Швеции, например, в ближайшем к нам королевстве? Да, американцы пока ещё не совсем отказались от наличных, в силу то ли своих привычек, то ли в силу большего расслоения общества, или количества населения. Швеция уже в завтрашнем дне. Эта страна живёт практически без наличных денег и методов оплаты наличными.
В настоящее время всего лишь около 80 млрд шведских крон находится в наличном обращении, по сравнению со 106 млрд в 2009 году. Заметна разница за каких-то 6 лет? В период между 2010 и 2012 годами процесс ускорился и более 500 банковских филиалов более не используют «наличные отношения» с клиентом, а каждая четвёртая покупка из пяти — была безналичной.
Credit Suisse по этому поводу поясняет, что в Скандинавии сегодня прописалось эмпирическое правило «Если вы платите наличными, значит у вас что-то не так в этой жизни». И Россия пойдёт по антиналичному пути Швеции, обязательно, вопрос времени, ведь тенденция отказа от наличных имеет место и очень быстро развивается в своих предложениях.
Читать новости и смотреть на результаты исследований — это хорошо и полезно. Но, итогом подобного времяпрепровождения должен стать вопрос «Готов ли мой бизнес к новым тенденциям?» на рынке вендинга, например.